«И стал Эсав человеком поля, умеющим охотиться, а Яаков – цельным человеком, сидящим в шатрах» (Берешит, 25:27).
Нам всем известно, какая огромная разница существовала между двумя братьями – Яаковом и Эсавом. Эсав был символом духовной нечистоты и зла, как сказано: «Пять грехов совершил Эсав в тот день», в числе которых – убийство и отрицание Творца, вся глубина злодейства. Яаков же, напротив – «избранный из праотцов», символ святости, духовной чистоты и сосуд, содержащий все блага в мире.
И вот, когда Тора желает рассказать нам о том, что их пути разошлись, и дает определение каждому из них, она говорит, что Эсав был «человеком поля», а Яаков – «цельным человеком, сидящим в шатрах». Раши объясняет: «человек поля» означает «бездельник».
На первый взгляд, неужели это все, что можно сказать в порицание Эсаву – что он был бездельником? Почему вовсе не упомянута вся глубина его злодейства? А Яаков, неужели все его достоинства заключались в том, что он был «учеником ешивы» – сидел и учился в шатрах Торы? Почему не упоминают величие его праведности, благочестия и святости?