Найти тему
Jenny

Искусство пастели. Часть 13

Ebenezer Storer, ca. 1767–69. John Singleton Copley (1738–1815 )
Pastel on laid paper mounted on canvas
Ebenezer Storer, ca. 1767–69. John Singleton Copley (1738–1815 ) Pastel on laid paper mounted on canvas

Уход за пастелями

Художники составляли для владельцев указания по уходу за пастелями, которые сводились в основном к очистке стекла и перемонтировке.

«Очистите внешнюю сторону стекла, – рекомендует Дж. Рассел. – Если при этом картина все же не выглядит достаточно чистой, следует почистить стекло и с внутренней стороны», для чего ее необходимо размонтировать, соблюдая осторожность, «чтобы не повредить полотна ни малейшим прикосновением».

Он настаивал на том, что любое действие с самой картиной может производить только художник, признавая, правда, что восстановить поврежденную неудачной чисткой пастель легче, чем масляную живопись. Дж. Рассел советовал удалять пятна на пастели перочинным ножичком, черенком кисти или пробкой, после чего затонировать очищенные места.

Джон Рассел. Портрет Джорджа Медли
Джон Рассел. Портрет Джорджа Медли
Джон Рассел. Портрет миссис Джейн с детьми
Джон Рассел. Портрет миссис Джейн с детьми

М.К. де Ла Тур в письме к мадемуазель де Зувьен указывал, как следует удалять пятна плесени, образующиеся на пастели:

«Пятна снимаются острием ножа; ставят около пастели горячий утюг, чтобы вытянуть влагу из соли, которую они содержат, и снимают с них ножом толщину».
Maurice Quentin de La Tour                                                                                                                                          Аnne Charlotte de Maillet de Batilly, marquise de Courcy. Pastel sur toile
Maurice Quentin de La Tour Аnne Charlotte de Maillet de Batilly, marquise de Courcy. Pastel sur toile

Хранение
Очень важно организовать правильное хранение произведений в технике пастели: стабильный температурно-влажностный режим, защита от пыли и механических повреждений – особенно от пыли, так как она практически не удаляется с пастельной поверхности. Главная задача музейных специалистов – создание и постоянное поддержание в хранилищах и на экспозициях стабильного микроклимата, основные параметры которого следующие: относительная влажность 50–55% и температура от 18 до 20°С. Стабильность очень важна, ибо резкие изменения температурно-влажностного режима вредят больше, чем незначительное постоянное отступление от нормы. Но подобное отступление от оптимального режима не должно выходить за рамки допустимых параметров (40–65% ОВ и температура 15–24°С), так как это может привести к необратимым изменениям в объектах, особенно из органических материалов.

Джон Рассел
Джон Рассел

Для тех произведений, которые лишены окантовок и требуют реставрации, необходимо проведение так называемой фазовой консервации, в ходе которой каждый объект помещается в защитный футляр из бескислотного картона. Хранить пастели, натянутые на подрамники, предпочтительнее в вертикальном положении, чтобы не вызвать провисания основы и деформации ее по границам подрамника (в случае крупноформатных произведений возможно и провисание стекла).

Джон Рассел
Джон Рассел

Все перечисленные выше условия необходимо соблюдать и при экспонировании пастелей. Освещенность объекта не должна превышать 30–50 люкс, так как по своей светостойкости пастели относятся к 3-й – самой слабой – группе музейных предметов. Ни в коем случае прямые солнечные лучи не должны попадать на пастель. Источник искусственного света без ультрафиолетовой составляющей следует располагать на расстоянии не менее 1 метра от поверхности. Срок экспонирования пастелей – не более трех месяцев.

...

Искусство пастели: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12

Подписывайтесь на мой канал и читайте заметки о книгах, фильмах, живописи, реставрации и просто о жизни!