Найти тему
Фонд Гайдара

New East

Оглавление

Совсем скоро состоится дискуссия «Локальные „new easts“ и глобальное постсоветское» в пространстве Шанинки на Газетном. Не забывайте о предварительной регистрации: https://gaidarfoundation.timepad.ru/event/1117768/

Что это такое?

Феномен «New East» проявился благодаря деятельности фонда Calvert 22, основная цель которого — продвигать посредством публичных мероприятий современную культуру нового Востока: Восточной Европы вообще, России, Балкан, Средней Азии в частности. Фонд также выпускает онлайн–издание о современной культуре The Calvert Journal.

Эстетика «Нового Востока» (New East) — своего рода медийный концепт, эксплуатирующий знакомые для постсоветского жителя визуальные образы повседневности (так называемая «эстетика окраин»). Речь идет о монотонных индустриальных пейзажах постсоветских районов, застроенных одинаковыми жилыми массивами, с одной стороны, и локальном колорите, с другой. Философия же New East пытается сохранить баланс между мейнстримом и отстраненным взглядом, фиксирующим действительность без гламурного шика.
Примером
первого подхода может являться тренд на использование ландшафтов постсоветских окраин для очередного лукбука новой коллекции в fashion индустрии. Пример второго — нейтральность фотографий (например, тут и тут) восточноевропейских художников, работающих с локальной спецификой.

Сама привычка пристально вглядываться в постсоветское пространство свидетельствует об изменениях этого пространства и указывает на устарелость многих представлений о нем. Таким образом, мы можем говорить о поиске нового языка для новой же восточной («пост–постсоветской») идентичности. При этом популяризированный изданием The Calvert Journal термин «New East» не только фиксирует новую эстетику «остальгии» (специфической ностальгии по социалистическому европейскому прошлому). Но и реактуализирует конфликт между Востоком и Западом, который, возможно, лишает восточного «другого» агентности и свободы самоопределения.

Где почитать о New East?

Основной источник новостей из мира New East — уже упомянутое онлайн издание The Calvert Journal. Журнал запустился в марте 2013 года. Сегодня это самое крупное в мире издание, рассказывающее о культуре New East. Редакция журнала, базирующаяся в Лондоне и представленная сетью журналистов от Варшавы до Владивостока, изобрела новый регион. На воображаемой карте этот регион был обозначен как «Новый Восток».

А, например, The Guardian в 2014 организовали платформу New East network. Там собрали экспертов по постсоветскому пространству, которые должны были работать над информационным освещением особенностей этого перепридуманного региона.

Что не так с New East?

Авторы статьи «Бывший Запад и Новый Восток» в Художественном журнале предлагают обратиться к левой критике для размышлений о проблематике New East. По их мнению, явление New East как эффект деятельности фонда Calvert 22 выполняет несколько функций. Речь идет о более детальной интерпретации Восточной Европы как региона, «Другого» для западного мира. Например, менее демократического, менее экзотичного (в сравнении уже с ориенталистски воспринимаемым Востоком). Это ценное замечание. Особенно, учитывая, что в пределах так называемой Восточной Европы после распада Советского Союза происходят разнонаправленные политические трансформации, которые заслуживают более скрупулезного аналитического разбора. Конструкт New East в этом контексте работает на создание позитивного образа постсоциалистических стран и изобретение, воображение новых имен для этого региона. При этом авторы статьи подчеркивают устарелость восприятия региона как «пост-социалистического».

Статья «Эстетика окраин: как современные художники демифологизируют постсоветское пространство» в онлайн журнале Strelka Mag предлагает обзор художественных практик и проектов, выросших из «любования» постсоветскими ландшафтами. Автор рассматривает внимание к окраинам как симптом поиска идентичности целого поколения постсоветских художников. Отдельно подчеркивается, что репрезентация, изображение окраин само по себе уже не может сообщить об эстетике окраин что-то новое. Потенциал работы с этой фактурой кроется в более сложных перформативных и концептуальных практиках, переосмысляющих архитектурный ландшафт локаций и его социальную значимость.

Локальное искусство в глобальном мире

Художественные проекты тоже осмысляют напряжение между локальным и глобальным. Вот конкретный пример: долгосрочный проект межрегионального взаимодействия в области современного искусства NEMOSKVA. В 2019 году в Брюсселе прошла выставка «Двенадцатый часовой пояс: путевые заметки из России», являющаяся одним из этапов этого большого проекта. Идея в том, чтобы познакомить мировую арт-общественность с современным российским региональным искусством и выявить культурный потенциал нестоличных городов. В августе 2018 г. в Россию выдвинулась группа отечественных и иностранных кураторов. Маршрут пролегал через 12 городов: Нижний Новгород, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Омск, Новосибирск, Томск, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ, Хабаровск и Владивосток. В каждом из городов помимо передвижной выставки проходило портфолио-ревю, где отбирались самые достойные идеи и проекты.

Лекция куратора, руководителя магистерской программы по кураторству в лондонском университете (University of London) Саймона Шейха в рамках проекта NEMOSKVA «Локальное и глобальное: как живет художественное сообщество сегодня?» — это разговор о локальных особенностях в глобальном контексте. В своем выступлении Саймон объясняет, почему «культурное производство» в сфере искусства находится в кризисе.

Из развлекательного

Нагляднее всего разбираться в сложных проблемах современности на примерах из массовой культуры. А сегодня из всех искусств для нас важнейшим является сериал. Статья «Not just Chernobyl: how New East TV turned to the dark side, with a little help from HBO» из журнала The Calvert Journal дает обзор четырех сериалов, созданных на постсоциалистическом пространстве. На примере этих проектов можно проследить, как условно «западные» ресурсы (в частности, компания HBO) помогают восточноевропейским художникам задуматься о своем посткоммунистическом наследии. И каким образом в массовой культуре происходит переход от образов постсоветского шика к постсоветской «темной» изнанке в ситуации глобального кризиса. Впрочем, автор статьи признает и недостатки подхода, демонстрируемого западными игроками рынка массовой культуры — прежде всего, речь об упрощении изображения локальных специфик через использование визуальных и повествовательных штампов из массовой культуры. Потому он полагает важным поговорить и о способах критики неолиберальной капиталистической и глобальной модели мира и культурного производства.

«Рига, Котлас и Нью-Йорк: угадаете, где родились эти художники? Тест «Афиши Daily»

Галерея «Сцена» культурного проекта «Рихтер» популяризирует направление New East в художественном пространстве. Вместе с кураторами галереи «Афиша Daily» подготовила тест, в котором предлагается по работе художника угадать, откуда он(а) родом.

***

Еще больше статей можно найти на нашем сайте.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях:
Facebook
Telegram
OK
Twitter
Instagram
YouTube
Яндекс Дзен
VK