Найти тему

Ловушка “раннего развития”

Оглавление

“Плавать раньше, чем ходить”. “Читать, раньше, чем говорить”. “Английский с пеленок”. “Теоретико-множественный метод” в математике с 1 класса …

Ловушка раннего развития (Отредактированное изображение с сайта Pixabay.com)
Ловушка раннего развития (Отредактированное изображение с сайта Pixabay.com)

Эти “современные методы” призваны поднять образование на недосягаемую в прошлом веке - Веке освоения Атома и Космоса - высоту. "Но чем выше вскарабкаешься - тем больнее падать".

В течение 2-х минут я расскажу, почему дети, попавшие в ловушку раннего развития, позже "проваливаются" в понимании.

Раньше начнешь - больше успеешь?

- “А во сколько лет пошли в школу Юрий Гагарин, Сергей Королев и Лев Ландау?”,- спросите вы.

- "Не раньше 7".

“А в чем проблема? Раньше научишься читать, писать, думать - больше успеешь сделать”.

Правдоподобная логика - верный признак ошибки,

"Психология на примерах”

Я сторонник "психологии на примерах”. Чтобы можно было проверить “заклинания” (пардон - теории) психологов, которые многочисленны и противоречивы. А я не хочу с будущим своего сына играть в “орла или решку”. Тем более, что вероятность угадать, поверив “современной методике", заметно ниже, чем в игре с монеткой.

Орел или решка? Вероятность выше, чем успех раннего развития (с сайта pixabay.com)
Орел или решка? Вероятность выше, чем успех раннего развития (с сайта pixabay.com)

Сила привычки. Несколько примеров

  • Например, вы научились писать правой рукой: насколько вероятно, что потом будете писать левой? Это “Пожизненная гарантия правоты”.

Если вы занимались спортом, то вот другой “например”.

  • Почему толчковая нога - “левая”? Она сильнее правой? У любого спортсмена выше 2-го разряда обе ноги развиты примерно одинаково. “Толчковая” - это привычка.
  • Цвет рубашки, узел галстука, стиль вождения, “блондинка - брюнетка” …

Каждый может продолжить список привычек, единственное объяснение которых - “привычка.

Толчковая нога - сила привычки (с сайта pixabay.com)
Толчковая нога - сила привычки (с сайта pixabay.com)

Привычка с первой попытки: импринтинг

“Алкоголик с первой рюмки”, наверное, слышали про такое?

Так происходит не каждый раз. Но вот печалька: неясно, случится ли это конкретно в моем случае? ))

Что такое импринтинг?

Это "впечатывание". Но проще понять на примере.

Утята принимают движущийся предмет, который они увидели первым, за “Маму”. Навсегда.

Да, мы не утята. Но базовые инстинкты у нас те же.

Столкнувшись со значимым событием мы усваиваем, "впечатываем" его как образец действий на будущее. Как писать правой рукой, толкаться левой ногой и бояться черной кошки.

Ловушка раннего развития

Возвращаемся к тому, с чего начали. В образовании теперь все происходит раньше. "И что в этом плохого",- спросите?

Психологи знают, что такое “сенситивные периоды развития”. Это возраст, когда навыки усваиваются легко и, главное, естественно.

Но “психолог на примерах” хочет не “знать”, а понимать и видеть.

  • Любая мама - да и папа, если он не только “тю-тю-тю” ребенку делает - знает: учить кататься на велосипеде в 1,5 года не стоит.
  • Не стоит также заставлять годовалого ребенка учить наизусть “Слово о полку Игореве”.

Это очевидно.

А если что-то не очевидно? Например, что плохого в раннем обучении чтению, письму или абстрактной математике?

Ранний почерк = корявый почерк = корявый характер

Заставляя ребенка делать то, до чего он физиологически не созрел, но в принципе сделать может, мы загоняем его в “Ловушку раннего развития”.

Если ребенок рано и много пишет, да еще на оценку, как это происходит в школе, он

тренирует действие, до которого пока не созрел. И, поэтому, выполняет его неправильно. Он вырабатывает привычку писать неправильно.

Вырабатывает корявый почерк.

Чтобы убедиться - взгляните на школьные тетради. И если есть возможность - сравните с почерком своих родителей.

Заметили разницу?

Почерк - это характер. Что первично - вопрос открытый. Но то, что почерк и характер связаны - давно закрытый вопрос. Связь почерка и характера известна минимум сотни лет.

Так я начинал писать этот канал ... (из моего архива)
Так я начинал писать этот канал ... (из моего архива)

Раннее “обучение” математике

“Теоретико-множественный метод” внедрен в школьное преподавание математики в результате колмогоровской реформы.

“Проскакивая” естественную “предметную” стадию - машинки, куклы, палочки, счеты и т.п. - вы гарантированно загоните ребенка в непонимание математики. Но очевидным это станет не очень рано: в 6-7 классе.

До 11-12 лет большинство детей не созрели до т.н. “абстрактного” мышления. Но у них отлично работает память. Не зная этого, вы будете умиляться: как замечательно ребенок “знает” счет через десяток! Как лихо “решает” шаблонные задачи!

А через несколько лет удивитесь: почему этот ранний “вундеркинд” совсем не умеет думать?

“Всякому овощу - свое время”

Но как узнать: какому и когда?

“Психолог на примерах”, как и любой разумный человек, следует принципу “не навреди”. Если что-то работает столетиями и нет очевидных причин это менять - он не будет это менять!

Но современное образование построено совсем по другому принципу.

Возможно, у него другие цели, отличные от развития детей?..

Лайк - согласие с темой. Подписка - продолжение разговора.

Еще по теме: