Данная статья представляет собой обзорное исследование итальянского художника XVIII века Джованни Баттисты Пиранези.
Известный преимущественно своими гравюрами на карцерах и своим ярким и интересным характером, Пиранези был также одним из великих рекордсменов Рима XVIII века.
В этой статье делается попытка показать, как, помимо того, что он являлся высококвалифицированным чертежником, художник манипулировал реальностью в этих рисунках, чтобы усилить (или фальсифицировать) наше представление о Риме.
Для этого будет применена малоиспользуемая сейчас техника, известная как реституция.
Процесс реституции, начатый в XVIII веке немецким математиком Иоганном Генрихом Ламбертом, использует начертательную геометрию для определения метрических пропорций предметов, изображенных в перспективе. Дальше будет объяснено, как он работает и почему он полезен, используя его для анализа серии гравюр, выполненных Пиранези.
Этот анализ ясно показывает, как художник манипулировал перспективой, чтобы контролировать ее визуальное воздействие на зрителя.
Характерные черты творчества
Пиранези был не только новатором техники гравюры, но и чрезвычайно креативным в использовании перспективы и композиции.
Многие источники говорят о манипулировании реальностью художником, ссылаясь в основном на преувеличение масштаба, перемещение зданий в соответствии с композицией, фальсификацию пропорций между человеческой фигурой и памятниками, или ракурса.
В каталоге РИБА отмечено, что он создавал представления, комбинируя различные позиции просмотра.
В одной из записей в каталоге кратко указывается, что художники топографических видов часто "составляли" свое изображение с нескольких точек зрения, а также, что манипулирование перспективой было распространенной практикой среди художников-ведутистов.
Далее в каталоге РИБА поясняется, что этот вопрос лишь изредка затрагивается в современных отчетах о его работе.
Но, несмотря на то, что этому устройству уделяется относительно мало внимания, оно остается важным ключом к пониманию сложного подхода, используемого Пиранези.
Немного из биографии художника
Джованни Баттиста Пиранези родился 4 октября 1720 года в Молино под Местре и крестился в церкви Сан-Мойзе в Венеции.
Его глаза, воображение и характер сформировались в Венеции, городе, построенном на болоте и возведенном на деревянных сваях, где здания были построены легкомысленно и преимущественно с использованием таких материалов, как кирпич, дерево и штукатурка. Здесь мрамор и камень присутствовали только для облицовки более крупных зданий и редко были более чем тонким шпоном над кирпичом.
Свет в этой среде был также уникальным: фасады были освещены отраженным от воды светом.
Особое качество Венеции, несомненно, способствовало художественному видению Пиранези, но его собственный семейный опыт также оказал влияние на развитие различных аспектов его будущей художественной жизни. Его отец, каменщик, дал сыну базовые технические знания, его брат, картузианский монах, стимулировал энтузиазм младшего брата к древности, а дядя, Маттео Луччи, представил его как ученика в области архитектуры и археологии в своей мастерской.
Но культура и искусство Венеции вдохновляли Пиранези:
- картины Тьеполо, Гуарини, Каналетто и Пьяццеты
- театр Гольдони и Гоззи, музыка Вивальди
- Пиранези испытал атмосферу венецианского театра
- его сценографию и сказочный мир экзотических сказок, капризов архитектурных фантазий и аркадианских пейзажей.
Рим
Рим очень отличается от эфемерной венецианской атмосферы того времени, куда в 1740 году в свиту венецианского посла прибыл двадцатилетний Пиранези.
Тяжелые каменные блоки, составляющие поверхность Виа Аппия, гигантские фундаменты мавзолея Адриана и древние стены города были заросшими и разрушающимися, но все еще сохранившимися. Сияющие еще в полдень или погружающиеся в глубокие тени сумерек - вполне логично предположить, что эти сооружения очаровали художника.
По сравнению с гладкими этажами венецианских дворцов, рваная земля Рима, с которой возвышались величайшие памятники города, почти наверняка оказала влияние на Пиранези.
На одной из его гравюр земля изображена тележками на площади Пьяцца дель Пополо и больше напоминает поле в сельской местности, чем поверхность квадрата "Вечного города". Аналогичную неровную местность мы видим на гравюре Квиринального холма, площади Пьяцца Навона и перед Пантеоном, в то время как "Форум Романум" лежит на ладони.
На этом месте, выточенном дождем и солнцем, Пиранези построил свой собственный Рим.
Каждый рисунок содержит один, неповторимый момент жизни. Кроме площадей и зданий, здесь есть лавки и колодцы, всадники, тележки с рококо, священники, антиквары, попрошайки, собаки, козы, коровы и все, что видел Пиранези во время прогулки по Риму.
Друзья, в дальнейших статьях мы более подробно рассмотрим различные аспекты творчества Баттиста Пиранези.
Спасибо за чтение статьи до конца! Обязательно подписывайтесь на канал Восприятие Искусства, Вас ждет много интересного.