3 марта 1994 года ночью под междуреченском потерпел катастрофу airbus a310, выполнявший рейс по маршруту москва гонконг. все находившиеся на борту семьдесят пять человек погибли. главной причиной катастрофы стал ребенок за штурвалом.
23 марта 1994 года 17:39. рейс 593 российских авиалиний разгоняется по взлетной полосе шереметьево, и берет курс на гонконг. полет долгий ,поэтому в экипаже три пилота, вместо двух. командир андрей данилов ,подменяющий его ярослав кудринский и второй пилот игорь пискарев. все пилоты первого класса . незаметно наступает ночь и пассажиры понемногу засыпают. отправляется отдыхать и командир андрей данилов. его место занимает ярослав кудринский .время без двадцати час ночи ,и он зовёт в кабину из салона двух своих детей 13-летнюю яну и 15-летнего ильдара. вместес ними в кабину заходят и владимир макаров, друг семьи, тоже летчик. кудринский предлагает дочери занять место за штурвалом: "иди ,садись, сейчас сюда. на мое место хочешь? держись за штурвал , на кнопки не нажимай. вот эту красную не трогай. слева ,видишь, так низко летит 10 тысяч сто метров. ярослав кудринский решает продемонстрировать дочери пилотирование самолетов ,стоя за ее спиной. он начинает крутить задатчик курса. автопилот послушно поворачивает машину, круто влево затем вправо ,яна неловко пытается покинуть кресло. "подожди, не торопись". теперь ,с разрешение отца ,командирское кресло занимает 15 летний ильдар .владимир макаров снимает его на видеокамеру. кудринский снова крутит задачи курса, и самолет снова начинает выполнять те же самые виражи, влево и вправо. смеется летчик :"знаешь, доснимаем, это крутить можно. да ,если крутить влево, куда самолет пойдет влево. так смотри за землей, когда будешь крутить. поехали .влево ,влево, крути. здорово пошел. сейчас пойдет ему авиагоризонт, нормально поставь . "автоматика в соответствии с командами. кудрин ского послушно поворачивает самолет влево, потом вправо ,одновременно с этим ильдар начинает крутить штурвал, как ему говорит отец но он не попадает в такт автоматики видя, что штурвал крутится не в такт, автопилот отключается. теперь пилотирование полностью подчинено штурвалу. пилоты этого не замечают, отключение автоматики можно было бы распознать по поведению штурвала, но кудринский этого сделать не мог ,по понятным причинам. а второй пилот подумал ,что изменение в поведении штурвала связаны с действиями ильдара. так или иначе, но факт отключение автоматики летчиками не был распознан. сигнализации на этот счет тогда на аэробусе не было. летчики думают, что самолет летит на автопилоте. но на самом деле он в руках ильдара. в этот момент дочь отвлекает кудринского от контроля за параметрами полета и действиями сына. между тем ,штурвал и немного повернута вправо и самолет ,подчиняясь ему, начинает поворачивать именно туда . летчикитого не замечают. за окном ночь ,горизонта не видно. а на приборы никто не смотрит. ильдар ,находящийся в кресле командира, первым замечает что-то неладное, и обращает на это внимание.отец занят разговором с яной.
-отец, начал поворачивать? сам поворачивается?
-да.а почему поворачивать не знаю, курс не собьешь. нет, он все-таки зону крутит. ребята, мы в зону пошли ожидания.
пилоты думают ,что автопилот направляет самолет в зону ожидания. на самом же деле автопилот отключен и самолет поворачивается строго в соответствии с отклонениямм штурвала. вместо того ,чтобы их выправить, пилоты обсуждают, почему же самолет поворачивает. тем временем крен все увеличивается, и достигает 45 градусов. это предельное безопасное значение для самолета. крен развивается, и вот он уже 50 градусов. летчики по-прежнему ничего не делают. кудринский за сыном не видит показания приборов. сигнализации нет . и тут начинается тряска.
- держи штурвал ,держи ,скорость, в обратную дорогу ,обратно, обратно.
ильдар воспринимает буквально ,и вцепляется в наклоненной направо штурвал. на самом деле слова" держи" означают ,что надо повернуть штурвал ровно. это правильно понимает второй пилот, игорь пискарев и начинает выправлять самолет, но тот уже задрал нос и действий игре неэффективны. кроме того ,он сидит в кресле далеко отодвинувшись от штурвала. в таком пристёгнутлм положение, да еще и в условиях нахлынувших перегрузок очень трудно управлять самолетом. лайнер в критической ситуации оказывается в руках пацана. между тем, крен достигает уже 90 градусов и пилоты окончательно теряют ориентацию.
-право ,пути вправо, то влево, земля, вот ,видимо .крутим лево, право ,лево, земля ,вот ,выползай. balsax выходи ,выходи ,говорю. полный газ .
скорость очень большая, большая, да на большой конец резко продолжается. звучит сигнализация .пространственная ориентировка пилотами потеряна. самолет наклонён вправо на 90 градусов, еще и нос задран высоко второй пилот, игорь пискарев ,отклоняет его вперед. самолет сильно разгоняется вниз, скорость снижения достигает 200 метров в секунду. это очень много. наконец ,пискарёв выводят самолет с правого крена. но нос продолжает оставаться сильно опущенным. второй пилот со всей силы тянет штурвал на себя. перегрузки составляет также, как на истребителе. командир в это время никак не может занять свое кресло. у ильдара не получается выйти. его вдавливает кресло. перегрузки, да и расстояния между стенкой креслом маленькое. выбираясь, мальчик нечаянно нажимает левой ногой на педаль ,и это лишь усугубляет ситуацию самолет начинает вращаться влево ,и входит в неуправляемый штопор .наконец, кудринский занимает свое место за штурвалом ,и почти выравнивает самолёт. близко спасения, но пилоты не замечают ,что он полностью отклонён на себя, и это мешает перевести ситуацию в нормальное русло. самолет начинает неуправляемо вращаться .кудринский лихорадочно ищет способы, как вывести его в нормальный полет, но высоты не хватает и лайнер падает
причиной катастрофы был назван факт управления ребенком авиалайнера, а также отсутствие на самолете сигнализации о критических режимах полёта.