Начну с предыстории платных участков в России. Указом первого президента страны Бориса Ельцина в 1992 году было узаконено решение «О строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе». Правда об этом как-то подзабыли на целых 8 лет. Страна сидевшая на нефтяной игле богатела, богатели и жители страны. И тогда в качестве эксперимента, ввели плату всего-то 20 рублей для легковых авто на совсем небольшом участке федеральной трассы M4 «Дон» между Воронежской и Липецкой областей в обход райцентра Хлевное.
Правда интересный факт. Дорога строилась на государственные деньги, то есть деньги налогоплательщиков, да и и ремонтировалась из средств Дорожного фонда. А это те же налоги. Впрочем, все молчали. И тогда власти Псковской области так же ввели оброк. 17 рублей, но уже за один километр!!!! трассы Остров — Вышгородок.
Те кто жаждал попасть в Латвию, Эстонию и Белоруссию, могли заплатить деньги и сэкономить 150 километров, не мало. И все бы ничего, но опять речь шла о Федеральной трассе. И вот, о чудо! В 2006 году решили построить просто платный дублер Ленинградского шоссе.
И оказалось, что денег у Росавтодора попросту на это нет. По оценкам цена вопроса была слишком велика, она равнялась годовому бюджету выделяемому на дороги России в целом. На помощь пришло государственно-частное партнерство. Это когда частной компании отдается земля на определенный срок, компания привлекает инвесторов, зарабатывает деньги, и дорога по прошествию времени возвращается государству. Если говорить о трассе М11, то 40 процентов стоимости внесло государство. Но прибыль тут невозможно получить за год. Это не торговля сникерсами.
Если учесть опыт строительства платных автодорог за рубежом, то там все именно так и происходит. Правда там мало кто боится долгих денег. И риски не столь велики. С одной стороны операторы частники устанавливают тарифы самостоятельно. С другой их жестко регулирует правительство. Что бы окупить трассу Москва-Питер, необходимо ежегодно, а сейчас даже два раза в год индексировать проезд. Иначе окупиться дорога при сегодняшних тарифах только через 35-50 лет. А что же в Европе? На опыт которой у нас так любят кивать.
Для начала помимо платных участков есть альтернативные маршруты. Покрытие на них не хуже. Да они уже и скорость там ограничена. Основные акцизные сборы включены в бензин!!! Больше того, покупая транспондер в Европе я могу путешествовать по всем без исключения платным магистралям. У Нас же попытка покупки выльется в то, что автомобилист будет обвешан брелоками как новогодняя елка. И разобраться где-какой-и-откуда станет невозможно. Теперь еще про Европу и Америку. Альтернативных маршрутов там более чем достаточно. У нас же зачастую, на федеральных трассах ставят фонари освещения, обновляют разметку и просто берут за это деньги. Нет, обходы существуют, но иногда покрытие на них такого ужасающего качества, что вы рискуете разбить собственный автомобиль.
А как считаете Вы? Нужны ли России платные автострады? И решит ли это транспортные проблемы страны? Может проще провести деверсификацию транспортных потоков? Давайте проведем опрос.