Найти в Дзене
Диггеры

Фонтан с сюрпризом и другие необычные места в московском метрополитене

Московский метрополитен — это не только впечатляющая архитектура станций и поразительно сложная транспортная система. За более чем 80 лет своего существования он успел обзавестись множеством необычных мест, которые в силу своего местоположения недоступны глазу обычного пассажира, зато доступны глазу проворного диггера. Сегодня мы расскажем о нескольких таких в центре Столичной Подземки.

Под фонтаном
Под фонтаном

В самом центре Москвы, на Театральной площади посреди сквера стоит фонтан. Он был построен в 1835 году итальянским скульптором Джованни Витали. Фонтан использовали извозчики для того, чтобы поить лошадей, а мощность его была такая, что он мог выдавать до 17 тысяч ведер воды в сутки. Также вода из фонтана подавалась по сети подземных водоводов в подвалы разных близлежащих сооружений. Но причем тут метро, спросите вы?

Дело в том, что при строительстве первой очереди метрополитена в первой половине 30х годов XX века, не имея опыта подобных работ, советские специалисты экспериментировали со способами проходки тоннелей и конфигурацией сооружений подземки. Одним из таких экспериментов стало встраивание в фонтан вентиляции метро. Помещения под ним оборудованы вентиляционными решетками и оснащены охранной сигнализацией. Затем подходной коридор выводит к шахте, расположенной рядом, но не имеющей соосного выхода на поверхность. (Те из читателей, кто уже ознакомился с рассказом о том, как устроена вентиляция подземки, поймут принципиальное устройство несоосного венткиоска.) Шахта же выводит к тоннелям метро, в перегон между станциями «Охотный Ряд» и «Лубянка». При этом, как и много где на первой очереди метро, она имеет необычную, двухуровневую систему выработок. Это, а также расположение непосредственно в центре Москвы, и родило слухи о якобы находящихся под фонтаном специальных секретных тоннелях, соединяющих важные государственные здания. Одиозный «отец диггерства» Вадим Михайлов неоднократно водил в подземелья фонтана журналистов и даже спускался с ними в тоннели, где фотографировался на фоне проезжающего поезда. После того, как очередная экскурсия закончилась в отделе полиции, за местом стали следить усерднее, и теперь уже, конечно, ни о каком проникновении туда речи не идет.

-3

Центр Москвы богат на достопримечательности не только на поверхности, но и под землей. Так, совсем недалеко от фонтана Витали, под Манежной Площадью, находится еще один артефакт строительства первых очередей подземки. Как известно многим москвичам, под Манежной Площадью находится подземный торговый центр, построенный в 90х. Во время его строительства археологами было найдено множество артефактов, которые ныне выставлены в музее неподалеку. Но помимо археологических раскопок, в процессе постройки этого многоуровнего сооружения пришлось также разрушить целый тоннель метро. Движение поездов при этом, никто конечно же не перекрывал, ведь тоннель этот принадлежал служебно-соединительный ветви, или ССВ, соединяющей станции Охотный Ряд и Александровский Сад. Такие линии проложены по всему метро, и с помощью них можно перегонять составы с одной ветки на другую. Поскольку наша ССВ строилась как участок действующего перегона еще в начале XX века, она имела 2 тоннеля. Второй достался еще от тех времен, когда между станциями, теперь находящимися на красной и голубой ветках, ходили поезда. Поэтому строители сочли возможным полностью выкопать и демонтировать один из параллельных тоннелей, чтобы на месте его пролегания построить торговый центр. При этом для перегонки поездов между линиями хватает и одного пути. Место, где встречаются тоннели двух ССВ под Александровским Садом, по мнению многих диггеров, одно из самых впечатляющих в центре. Большая сводчатая камера съездов, из которой в разных направлениях расходятся рельсовые пути, раньше соединялась и с уничтоженным тоннелем. На месте же их соединения сейчас стоит подстанция метро.

Камера съездов метрополитена
Камера съездов метрополитена

Прямо под центром Москвы пересекается огромное количество подземных коммуникаций, и метро здесь — не исключение. Между станциями для пассажиров выстроены сложные системы переходов, но коммуникации, закрытые от посторонних, могут привести гораздо дальше. Так, вокруг пересадочного узла станций Театральная, Площадь Революции и Охотный Ряд раскинулась целая сеть проходов, по которым можно выйти на 4 ветки подземки. Эти кабельные коллекторы были построены еще в 40х годах, и сейчас едва используются по назначению. При этом они имеют разветвления и выходы в разные места Подземки, некоторые из которых являются настоящими артефактами прошлого нашей Столицы.

Кабельный коллеткор
Кабельный коллеткор

Одним из таких артефактов можно назвать сохранившуюся до наших дней фильтровентиляционную камеру или ФВК — предшественник современных объектов Гражданской Обороны на метрополитене, о которых мы рассказывали в предыдущий раз. Такие камеры строились перед и во время Великой Отечественной Войны, и служили для защиты людей, укрывавшихся в метро как в бомбоубежище, от ядовитых газов или дыма от пожаров наверху. Представляет он из себя блок длиной около 20 метров, в котором устанавливались рядами специальные фильтры для очистки воздуха с поверхности. До наших дней дошли лишь воздуховоды и остатки оборудования, а нынче бывший объект ГО используется в качестве кладовой службы пути. Трубы же, выходящие из него, выходят прямо к стволу находящейся неподалеку шахты, широко известной некогда в узких кругах диггеров, которые долгое время пользовались ей для проникновения в метрополитен, пока залаз, то есть точка, через которую можно было проникнуть в метро, не сровняли с землей.

ФВК
ФВК

Места, показанные на фото, хоть почти и неизвестны людям, но тем не менее, по-своему красивы и интересны. Безусловно, под центром Столицы выкопано гораздо больше, и зачастую гораздо глубже, чем московское метро, и это давно не секрет для энтузиастов подземных исследований, но большинство подобных относятся к разряду того, что не стоит обсуждать. Но и помимо этого, метро еще таит множество своих секретов. Больше о них вы сможете прочитать в одном из следующих наших рассказов. До новых встреч!

Оригинал