Как художник Джордж Гросс скрестил нуар и пин-ан
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
По доброй традиции просим Вас дочитать или хотя бы пролистать статью до конца и уделить ей две минуты Вашего драгоценного времени. Заранее спасибо! Приятного Вам чтения!
«Сегодня мы будем говорить о Джорже Гроссе». «Наверное, о Георге Гроссе?» - переспросят некоторые знакомые, которые меня помнят как перспективного историка-германиста, активно увлеченного изучением социально-культурных проблем межвоенного периода. «Георге Гроссе – художнике, которого ненавидел Гитлер, и который был вынужден покинуть страну после установления диктатуры»
Нет, мы будем говорить о Джорже Гроссе - его имя пишется также, но произносится несколько по-иному. О великолепном американском рисовальщике, который не просто стал подлинным символом палповой (то есть бульварной) литературы, а умудрялся создавать такие обложки, что их можно было назвать паплом в степени палпа.
Сразу же обратим внимание на один момент. Обложки для «криминального чтива» Джордж Гросс считал занятием не слишком серьезным, а потому при работе над ними позволял себе халтурить, что в итоге только добавляло самобытности его «творениям». Опять же форма соответствовала сути, и у потребителей палповых изданий не случалось «разрыва шаблона». В конце концов, зачем на лицевой стороне повести про очередное приключение Ника Картера картина, созданная в стиле «позднего Возрождения»?
Сам Джордж Гросс был «ровесником века» (с некоторыми оговорками). Он появился на свет в 1909 году, а покинул его в 2003 году, прожив весьма насыщенную и интересную жизнь. Пусть он не стали классиком в академическом изобразительном искусстве, но он был королем палпа! Как гласит одна мудрая пословица: лучше быть дурными королем шутов, чем шутом при дурном короле.
К слову сказать, Гросс прекрасно умел рисовать и отлично владел кистью, что мы попытаемся показать, продемонстрировав в наших галереях и «халтурные обложки», и «серьезные иллюстрации».
Веселые образы "русского нуара"
В чём же особая заслуга Джорджа Гроссе, если не считать того, что он в 50-60-ые годы он создавал иллюстрации и обложки, наверное, для всех мужских и палповых журналов США и успевал сотрудничать почти со всеми издательствами, что специализировались на нуаре и криминальных повестях. Именно Гросс первым очевидно и наглядно продемонстрировал, что нуар и пин-ап это своего рода сиамские близнецы, молочные братья, если угодно. И один не мыслим без другого.
Если смотреть на его работы, то сложно сказать, что это? Нуарный пин-ап или пинапный нуар? Криминал и легко одетые девушки оказались слиты в единых сюжетах, и точную грань между ними провести было очень сложно. Впрочем, в этом нет ничего удивительного, ибо нуар как мрачный мета-жанр строился на том, что человек становился жертвой соблазнов ночного города.
Юный ангел мрачного кино
А что может быть коварнее легко одетой гражданки? Правильно!!! Только ещё более легко одетая барышня. Если вы когда-нибудь занимались изучением реальных уголовных историй или основ криминалистики, то должны были бы знать, что не надо доверять особам, на которых чувствуется недостаток одежды, кои в какой-то момент стали проявлять к вам повышенный интерес. Подлинный интерес для них представляет только лишь ваш кошелек.
Собственно способов избавить вас от бремени лишних денег существует великое множество. И большая часть из них изображена на иллюстрациях Джорджа Гросса. По большому счету на них можно увидеть мужское болезненное самолюбие, вселенских размеров ЭГО, которое сознательно подпитывается женским коварством. А чтобы рациональные помыслы всё-таки не возобладали в голове ошалелого персонажа («Вот свезло так свезло!!!»), его добивают, так сказать, на гормональном уровне.
Сайт про жанр нуар http://noir-film.ru/
Ну что сказать? Обложки и иллюстрации в высшей мере поучительные, хотя и выглядят весьма легкомысленными. С другой стороны, успех всегда лежит через «провокацию», через шаг «за грань». Хотя свидетели утверждают, что Джордж Гросс создавал прекрасные работы с увлекательным криминальным или около-криминалными сюжетами, когда на них вообще не было девушек. Не то что легко одетых, а вообще никаких! Но кому же такое эстетство нужно?! Публика требовала иного - и Гросс охотно ей это давал.
На этом мы заканчиваем наш сегодняшний рассказ. Однако в самое ближайшее время мы продолжим повествовать о художниках и иллюстраторах, которые в разной степени имели отношение к нуару или криминальному жанру. А потому не забывайте читать наши новые материалы! А еще лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара».