Для того, чтобы верно понять мою мысль следует держать в голове две вещи.
Первое - сравнивать фильмы "Темный рыцарь" Нолана и "Джокер" Филлипса я не пытаюсь. Это невозможно, хотя бы потому, что они совершенно разных жанров. Тод Филлипс снял тягучий психологический триллер, тогда как у Нолана - более привычный, фантастический киноблокбастер. Нолану было проще - он работал с удобными кино-инструментами влияния на зрителя. Значительно помогло и то, что Джокер у него делил экранное время с великолепно сыгранным Бэтменом. В условиях этого конфликта арки обоих персонажей раскрылись полнее.
Второе - оба фильма я смотрел без всякого комиксового бэкграунда. Я совершенно не в курсе какой из двух Джокеров каноничнее, а потому полностью игнорирую этот аспект в своем сравнении. Оба фильма я воспринимал, что называется, на эмоциях, ощущениях. От них и отталкивался.
Джокер, в исполнении Хита Леджера - находчивый, острый на язык авантюрист.
"Я похож на человека, у которого есть план? Я знаешь кто? Я пёс, бегущий за машиной. Я бы не знал, что делать, если б догнал... Так что, я просто делаю, и всё." - сообщает нам Джокер в одной из сцен фильма, но мы понимаем - он лукавит. На самом деле он хитрый и расчетливый интриган, подтверждение чему мы встречаем на протяжении всей ленты. Что касается зрительских симпатий: они, конечно, на стороне Бэтмена - но каждую сцену с участием Джокера мы ждем и предвкушаем. Он интересен, привлекателен и безумно харизматичен... или точнее - харизматично безумен! Сценарные находки, наподобие постоянно меняющейся истории о том, как он получил свои шрамы, добавляют граней его безумию, а актерские штрихи доводят этот образ до абсолюта. Хит Леджер вдохнул жизнь в антигероя мечты.
Хоакин Феникс воплотил другого Джокера - больного, доведенного до ручки психопата с неврологическим расстройствами. Его поступки, вызывают неловкость в первой трети фильма, а в последствии - брезгливость и отторжение. Артур Флек - пока еще не законченный злодей (хотя и станет им под конец фильма) - несчастный, закомплексованный невротик. Ему уже порядочно за тридцать, он одинок и живет с мамой. Мир грез и нереализованных фантазий вплетается в его реальность так, что часто невозможно отличить: где явь, а где - вымысел. Рядом с ним неуютно - Феникс слишком убедительно играет душевнобольного.
Сценическое безумие Хита Леджера - это, если угодно, романтизированное, гламурное безумие. В то время, как Хоакин Феникс на сцене безумен до жути реально. Это все равно, что сравнивать сериал "Бригада" и реальные криминальные хроники девяностых. Последние, лично мне, как-то не хочется смотреть перед сном.
Нолановского Джокера хочется пересматривать; к его остроумным диалогам хочется возвращаться снова и снова. Потому, он и остается лучшим для меня. Не думаю, что в ближайшее время захочу пересмотреть фильм Филлипса. Не раньше, чем через полгода-год.
Еще один момент, который вредит новому Джокеру - да и всему фильму целиком - то что в фильме нет протагониста. Я уже упоминал об этом в начале, но эту мысль стоит развить. В Готэме пока еще не появился Бэтмен, и все что Тод Филлипс может противопоставить Джокеру - его уродливое Безумие. Сам Флек - персонаж трагический и заслуживающий сопереживания, но Безумие стремительно берет над ним верх, и сопереживать остается некому. Подонок и негодяй симпатию вызвать не может.
Из вышесказанного может показаться, что я ругаю картину Филлипса. Это не так. Лента мне понравилась, но оставила слишком горький осадок. На мой взгляд, сценарию не хватило персонажа-противовеса. Джокеру нужен Бэтмен.
Что касается талант Хоакина Феникса - он неоспорим. Превзошел ли он себя? Скорее нет, но только потому, что планка и так весьма высока. Если вы смотрели такие фильмы с его участием как "Любовники", или "Переступить черту” - то вы понимаете о чем я. Если нет, обязательно посмотрите - они того стоят.