Давайте сразу к делу. “Ирландец” - не самая яркая работа Мартина Скорсезе. Вершиной жанра криминальной драмы, за его режиссурой (а быть может и всего кинематографа в целом), безусловно являются “Отступники”. Этой лентой автор задрал планку так высоко, что просто хорошим фильмом - коим “Ирландец”, несомненно, является - до нее не добраться.
Для искушенных поклонников старых работ Скорсезе - таких как “Казино”, или “Славные парни” - “Ирландец” прольется бальзамом на душу. Старая гвардия актеров снова в сборе и облачившись в удобные амплуа, широкими мазками, пишут полотно новой, и в то же время такой знакомой, криминальной истории.
Крайний фильм Мастера является киноадаптацией документальной книги Чарльза Брандта “Я слышал, ты красишь дома”. Главный герой, Фрэнк Ширан, работает водителем грузовика. В результате случайной встречи он знакомится с представителями мафиозной семьи Буфалино - и отсюда начинается его стремительно восхождение по криминальной лестнице. Фильм - это история жизни Фрэнка от той самой встречи, до момента, когда он уходит на покой в доме престарелых.
Стиль и подача истории - самая сильная часть картины. Стремительные сцены расправы, дорогие костюмы, неторопливые деловые разговоры воротил криминального мира, уверенность, молчаливая угроза и неотвратимость их решений. Лента с первых минут погрузит в густую, как патока, атмосферу гангстерской вольницы и не отпустит до самых титров.
Картина трактует реальные события того времени с точки зрения подпольных деятелей и криминальных боссов. Зритель, который в курсе таких событий как убийство Кеннеди, исчезновение Джимми Хоффа, или убийство Безумного Джо, откроет для себя дополнительный слой впечатлений.
Есть в ленте и некоторые шероховатости, о которых, как мне кажется, нельзя не упомянуть. Основные события ленты разворачиваются на промежутке в 27 лет (с 1948-го по 1975-й). По идее, мы наблюдаем за тем, как 28-ми летний юноша Фрэнк превращается в 55-ти летнего, изрядно потрепанного и повидавшего жизнь мужчину Фрэнка. Однако на экране все выглядит несколько иначе. Омолодить Де Ниро до 28-ми у создателей не вышло, так что вместо этого мы наблюдаем за мужчиной, изрядно за 40. Зритель должен чувствовать, что прошел значительный период времени, поэтому 55-ти летний Фрэнк выглядит как Де Ниро без грима, т.е. на свои честные 76. Глубокий пенсионер, с молодецкой удалью размахивающий оружием, выглядит уже немного неестественно и диковато. А все дело в том, что зритель не в курсе возраста героя и считает его гораздо старше, чем он есть.
Вероятно, спорным моментом можно также считать и значительную продолжительность ленты - три с половиной часа. На мой вкус, 2:30 или 2:40 ощущались бы более комфортно - история бы ничего не потеряла.
Тем не менее, “Ирландец” остается отличным фильмом для вечернего просмотра - в том случае, если вас не пугает его хронометраж и вы не испытываете аллергию на гангстерскую тематику.