Найти тему
Цех

С чего начать, если вы решили создать технологический стартап. Рассказывает Артём Кухаренко

Артём Кухаренко — основатель компании NtechLab. На базе технологий этой компании функционировал сервис FindFace — тот самый, с помощью которого человека можно было найти во «Вконтакте» по фотографии. Сервис закрылся осенью 2018 года, и сейчас NtechLab поставляет решения по распознаванию лиц для разных отраслей бизнеса и государства. В рамках курса «Стартапы в области AI» проекта «Цех: перезагрузка» Артём встретился со своим учеником — начинающим предпринимателем Николаем Далевичем, который работает над сервисом VR-Ex. Они обсудили разработку, продвижение и привлечение инвесторов в сфере технологических стартапов.

Lucrezia Cornelos / Unsplash
Lucrezia Cornelos / Unsplash

Что такое VR-Ex?

Проект, над которым работает Николай, называется VR-Ex. Это онлайн-сервис, с помощью которого можно посещать виртуальные выставки в 3D, получать информацию о новинках рынка, изучать демо-продукции и заключать контракты в интерфейсе сервиса в режиме реального времени. Сервис объединяет на одной платформе всех участников выставочного процесса и создаёт социальную сеть бизнес-контактов и потенциальных инвесторов.

О команде и инвесторах

Создание успешного продукта на рынке требует большого внимания к технической проработке реализации и правильной стратегии продвижения. На реализацию стартапа может уйти до 10 лет, поэтому на первоначальном этапе необходимо выбрать правильную команду — тех, кто готов работать над проектом кропотливо и долго. Частью команды может стать и технический кофаундер (совладелец) — за долю проектной компании он поможет реализовать MVP (minimal viable product). С кофаундерами обязательно договориваться и фиксировать на бумаге распределение функций и обязанностей.

Отдельный вид искусства — общение с инвесторами. Они вложат свои средства, а значит будут получать долю в проектной компании стартапа и тем самым смогут влиять на принятие решений и стратегию развития продукта. Перед общением с инвесторами важно:

  • Определить пути развития компании: на продажу или вдолгую, на дивиденды и акции? От этого зависит стратегия работы с потенциальными инвесторами;
  • Сформировать короткий питч (1-3 минуты) с описанием сервисов VR-Ex. В питче объяснить, как инвестору вернуть вложенные инвестиции в разных периодах реализации продукта.

Кроме того, можно изучить требования к стартапам в самом известном акселераторе Силиконовой Долины в Сан-Франциско — Y-Combinator, и затем попробовать податься в менее крупные акселераторы с VR-Ex.

Продвижение

Продвижение технологического стартапа на начальном этапе лучше начать с доработки сайта: как минимум, перевести его на английский язык. Затем — сформировать несколько миров в системе Facebook Horizon, чтобы в последующем связать их с сервисами VR-Ex. Важно понимать, откуда приходят первые пользователи и самим создавать вирусные штуки (как в своё время FindFace), которые зацепят. С их помощью проще всего набрать первую базу пользователей.

Что посмотреть

Лучшие рекомендации для технологического стартапа представлены в виде тематических лекций в курсе, подготовленным Сэмом Альтманом из Y-Combinator в Стэнфордском университете «How to start a startup?». По мнению Артёма Кухаренко, это лучшее обучение для начинающего предпринимателя, которое поможет правильно развивать продукт, используя успешный опыт нескольких поколений технологических предпринимателей мира.

Следите за проектом «Цех: перезагрузка» — скоро на сайте появятся еще два конспекта мастер-классов Артёма Кухаренко, а уже сейчас можно почитать, как создать успешный стартап и узнать, что такое бренд-entertainment.