Недавно с женой вспоминали, что в этом году исполнилось ровно 10 лет с тех пор, как мы увлеклись автомобильным туризмом. Решил вспомнить, как всё начиналось, тем более, в конце года принято подводить итоги, так что попробую рассказать о том, что нам больше всего запомнилось.
Итак, у нас было две Селики в одинаковых обвесах "а-ля Ламборгини". Пока красненькая месяцами стояла в сервисах, ездили на беленькой.
В то время спутниковая навигация и мобильный интернет в авто были ещё относительной экзотикой, а я примерно в то время увлёкся "строительством карпьютера" — это когда энтузиасты самостоятельно устанавливали в машины сенсорный экран, "обычную" материнскую плату и специальный автомобильный блок питания для неё. Про Алиэкспресс тогда не слышали, в наличии ничего не было, всё только под заказ, очень многое приходилось делать руками. В центральную консоль было врезано два экрана — под мультимедиа и под навигацию.
За пару лет написал оболочку, заточенную именно под управление сенсорным экранам. Когда пришла в голову мысль про видеозапись происходящего на дороге, покупка обычного регистратора показалась слишком скучной — была куплена вебкамера и самостоятельно написан софт.
С завода отсутствовал климат-контроль, на консоли были только "крутилки" печки. Добавил к ним сервоприводы, спаял для них силовой блок управления, который подключался к компьютеру через LPT-порт. Этот же блок управлял люком и стеклоподъёмниками, зажиганием и открытием багажника.
С брелка сигнализации отдельной кнопкой включался "карпьютер", который после загрузки поднимал вайфай-сеть. К ней в режиме удалённого рабочего стола можно было подключиться со смартфона, открывалось окно моей оболочки, оптимизированное под маленький экран, с которого можно было управлять любыми функциями. В общем, тачка заводилась с телефона задолго до того, как это стало мейнстримом. :)
В те времена штрафы были ещё не столь суровыми, так что по Москве мы катались без переднего номера, так как было жалко дырявить бампер. Стационарных камер ещё практически не было. Однажды нас остановили за "небольшое" привышение в населённом пункте. Когда я сказал сотруднику ДПС, что на снимке "номер не читается", тот с улыбкой предложил достать его из-под лобового стекла и повесить туда, где он должен быть. :)
Молодость, в общем. При этом на дороге всегда вели себя вежливо: обочины, пешеходные переходы, тротуары — это внутреннее табу, которое никогда не нарушали. Хотя как-то раз заехали в торговый центр:
После очередного съезда в поле сзади справа что-то загудело. В сервисе приговорили ступичный подшипник, но идентифицировать, какая именно ступица стоит в этом "Франкенштейне" они не смогли. Посоветовали связаться с человеком, который вживлял полный привод.
— Валерыч, привет! Подшипник полетел, подскажи, что делать?
— Поищи на праворульных разборках "Тойоту Короллу Филдер". Нужна ступица в сборе. Если не найдёшь в Москве, поищи во Владике. Только там посадочные отверстия шпилек под колёсный диск не твои, найди токаря, который пересверлит. Забыл уточнить — "Филдер" нужен синий, а сверлить лучше в новолуние, иначе опять быстро выйдет из строя. Так, дружеский совет.
С тех пор я зарёкся от любого "свапа" в своей жизни.
2011 год. Решили, что задние сиденья для экипажа из двух человек не нужны, так что можно от них избавиться, установив в машине спальник "как у взрослых экспедиционеров". С материалом не мудрствовал лукаво — на строительном рынке было куплено два огромных листа ламинированного ДСП. Во время их перевозки лифтованная задняя часть ощутимо просела, но я не обратил на это внимание.
Во время испытания спальной системы при подъёме на крутой холм где-то в Липецкой области слегка загудела коробка-автомат. Либо от старости (пробег приближался к 230 тысячам), либо от "небольшого перегруза". А у нас как раз была запланирована первая "большая" поездка в Крым на целых две недели!
В итоге неспешно посетили половину мест из запланированных, очень много гуляли пешком, а под конец сунулись на песчаные пляжи (рукалицо), где машина почему-то отказалась ехать.
Домой всё-таки добрались своим ходом. Когда где-то в Орловской области остановились на обочине, из коробки доносился грохот даже на "паркинге".
Коробку отремонтировали за 4 дня и 45 тысяч рублей, из них 2 дня ушло на снятие-установку. Х — Хонда — Хорошо. Но, как говорится, "неприятный осадок остался".
Пришли к выводу, что настоящий экспедиционный автомобиль должен быть простым, железным, без электроники и с МКПП, чтобы можно было починить молотком в поле. И случайно пересеклись на парковке супермаркета с бывшим одноклассником жены.
У него был Дефендер.
Простой, железный, квадратный. По чужим рассказам сформировалось мнение, что там с эргономикой вообще всё плохо, но посидел за рулём — понравилось. Настоящий Внедорожник!
Тогда мы ещё не умели ездить медленно. На трассе М4 я разогнал его до 130 километров. И вот странно: стрелка температуры на приборной панели показывает середину, тогда как экранчик маршрутного компьютера "Мультитроникс" утверждал, что температура растёт. 105... 110... 115 градусов. Лишь после этого стрелка резко взмыла вверх. Видимо, английские инженеры решили, что негоже отвлекать водителя от дороги такой ерундой, как перегрев мотора, а я понял, что электроника в нашей машине всё-таки присутствует.
Спального места ещё не было, салон был не утеплён, на улице поздняя осень. Ночевать приходилось у родителей в Кисловодске. Та поездка запомнилась мне перевалом Гум-Баши, мы были там 7 или 8 раз. Только стартанёшь из дома, что-нибудь посмотришь, как короткий осенний день уже закончен и пора возвращаться обратно через перевал.
По пути в Москву машина почему-то съела два литра масла.
Поменяли турбину, машина поехала прям круто. Мотор тянул так, что не верилось, что там 122 лошади. Но недолго. Подойдя к Дэфу на следующий день, увидел большое пятно масла на асфальте, которое выдавило из поддона двигателя по всему периметру. Трансмиссия, рама и даже задняя дверь были в чёрных каплях. Когда вытащил масляный щуп при работающем двигателе, оттуда вырывалась тугая струя выхлопных газов. Мотор при работе откровенно грохотал.
Уж не знаю, в чём было дело. Либо в фордовском моторе "Пума", либо в том, что мы его изрядно погрели, либо "привет" от предыдущего владельца, который на прощание как-то излишне настойчиво просил не менять масло — мол, только залили новое. В итоге ремонт делали долго и сделали очень хорошо, расхода масла не было вообще. Мотор надо было обкатать. И тут семейство Климовых позвали нас в экспедицию в Киргизию.
— А что в Киргизии?
— Там очень, очень, ОЧЕНЬ красиво!
По странной случайности накануне выезда мы посмотрели фильм TimeScapes — "Пейзажи времени". Постоянно ставили его на паузу, разглядывая детали и споря друг с другом, что так не бывает, пейзажи не настоящие, а Млечный путь нарисован в "фотошопе" и приклеен. А следующим утром стартанули в Киргизию.
Планировалось, что на всю "экспедицию" нам хватит две недели. Но в итоге пришлось всё переигрывать и сажать девчонок на самолёт, а самим перегонять машины, чтобы выиграть драгоценные деньки. Уложились в три недели, из которых 12 дней заняла дорога туда-обратно (магистраль "Западная Европа — Западный Китай" только строилась, и дорога была просто ужасной) и 9 дней мы, собственно, катались по горам.
Это была как первая любовь: всё, что рядом, стало вдруг неинтересным, а все последующие поездки мы долгое время сравнивали именно с тем путешествием по Кыргызстану.
2014 год. Со всем этим мы попытались взлететь отправились покорять просторы полуострова Мангышлак в Казахстане. В самом красивом месте — урочище Босжира — случайно встретили Евгения Заичкина, на легендарном "крузаке" которого было написано большими буквами слово "Монголия". Той ночью был майский поток метеоров. Глядя, как очередная звезда срывается на небосклоне, я загадал поехать в Монголию.
Сбор информации, получение виз, подготовка машины. За две недели до старта внезапно потек насос ГУР. Поменяли. Я отправился в дорогу, а Юля должна была прилететь в Новосибирск самолётом через 4 дня.
На следующий день, к моему удивлению, мотор завёлся, но почти вся электрика не работала. Кондиционер, печка, стеклоподъёмники, центральный замок — ничего. Зато зажглось салонное освещение и отказывалось выключаться. Сдох спидометр, лампы на приборной панели, а у мотора пропала тяга. Дотянул до Омска, но был выходной день, и во всех сервисах, куда я звонил по пути, не было электрика. Решил двинуть в Новосибирск, заодно попробовать восстановить проводку самому. Не доезжая до города несколько десятков километров, дорога идёт по высокой насыпи, а по сторонам заболоченные места. Нашёл подходящий съезд, но чтобы не блокировать дорогу, пришлось проехать от трассы километров пять, пока не встал на крошечной полянке.
Выложил кучу вещей из салона, снял центральный подлокотник между сиденьями, снял расположенный под ним автономный отопитель, демонтировал кусок пола, чтобы добраться до проводки. Разобрал блоки предохранителей и реле, чтобы была возможность ослабить натянутую косу проводов. И в тот момент понял, что нашёл "самое удачное" место для ремонта, так как ни один эвакуатор ко мне просто не доедет. Вечером появились комары, а когда они неожиданно исчезли, пошёл дождь...
После зачистки и сращивания примерно 40 сгоревших проводов, сборки блоков реле и замены кучи предохранителей, я накинул клемму на аккумулятор. К удивлению, всё заработало "лучше, чем до аварии", как в том анекдоте. В 6 утра забрал жену в аэропорту и мы отправились на самую красивую дорогу России — Чуйский тракт. Нас ждала Монголия.
Покатались по сервисам, болгарки НИ У КОГО НЕТ! С трудом нашли болгарку у мужиков, которые занимались изготовлением деревянной мебели. Диски, соответственно, у них были не те, что режут металл, а те, которые шлифуют дерево. Несколько часов срезали стальную пружину, по сути, куском наждачной бумаги...
Начали решать, что делать. До дома примерно 4500 километров, а до Гоби — каких-то 1200. Кто не хочет, тот ищет причины. Кто хочет, тот ищет возможности. У нас возможность была.
И вот мы отправились в пустыню Гоби. Туда, где песчаные каньоны, кости динозавров, пропавшие английские экспедиции и вот это всё. Вдвоём. На "ломучем английском уазике" с палёной проводкой и перекошенной как у "лоурайдера" мордой.
По пути датчик скорости на раздаточной коробке перешёл в квантовое состояние — он "работал", "не работал" и "работал неправильно" одновременно. В первом варианте машина ехала как надо. Когда "работал неправильно", стрелка спидометра прыгала на отметку "200 километров в час", мозги, действуя по логике "джентльмены не спешат и поэтому не опаздывают" отключали подачу топлива. Когда "не работал", стрелка падала на "ноль", а мозги отрубали наддув турбины — зачем он нужен, если машина стоит на месте?
Хуже всего датчику становилось после бродов. А бродов там было много. Один раз мы ехали в грозу около 20 километров по дну ущелья, которое внезапно превратилось в реку, а уровень воды поднимался на глазах. Но в итоге всё-таки добрались до пустыни.
В пустыне мы встретили путешествующую семью москвичей, которые жили на соседней станции метро. Ночью сидели у костра, а глава семейства, в силу специфики своей работы, рассказывал нам много любопытного про добычу сланцевой нефти в США и что нас ждёт в ближайшие несколько месяцев. Да быть не может, подумал тогда, бред какой-то...
Из Гоби мы поехали на север Монголии, увидеть "младшего брата Байкала" — озеро Хубсугул. Спасаясь там от грозы, попытались переехать глубокую речку, в которой сломали вторую переднюю пружину. Морда Дэфа после этого стала "выглядеть аккуратненько" — симметрия всегда к лицу. Но до границы оставалось около ста километров и было уже как-то всё равно. Перед выездом встретили растянувшуюся колонну из 20 внедорожников под предводительством Алексея Мочалова. Ребята по очереди подъезжали к нам, спрашивали, с кем мы едем, мы гордо говорили: "одни", а те в ответ крутили пальцем у виска.
Когда оказались в России, я поцеловал асфальт. За 40 дней отсутствия родина встретила соляркой по 36 рублей и новостями про какие-то "санкции". Переночевали на Байкале, поставив очередную "галочку" в списке, дальше Юля самолётом в Москву, а у меня был длинный и интересный перегон многострадальной машины.
Не устали от рассказа? Концовка уже близко! :)
2016 год. На Новый год случайно нахожу на Авито "Фольксваген Калифорнию". Пробег 15 тысяч, максимальная комплектация, всё "заводское" и очень удобное. А главное — "второй этаж" из-за подъёмной крыши и 4 спальных места. А самое главное — бюджет, который сильно выходил за наши возможности, и отсутствие торга — "она идеальная, весной заберут".
Но как-то сразу появилось чувство, что Буся всё-таки будет именно наша.
Друзья говорили, что Буся не съедет с асфальта, но мы-то твёрдо знали, что у нас — внедорожник.
— Мда, Дэф бы тут проехал.
— Дэф тут набок бы лёг.
— Ну у него хотя бы лебёдка!
— И за что её цеплять в чистом поле?
Что дальше?
Впервые за много лет мнения разделились. Жена настаивает на двухместной машине с мощным мотором, желательно белого цвета и с трёхлучевой звездой на капоте (один раз живём). Я по-прежнему уверен, что "однушка" в Москве будет практичнее. В общем, ищем варианты. При этом максимализм не даёт жить спокойно. Если квартира, то хочется красивый вид из окон. Если купе — то обязательно полноприводное и с понижайкой. На днях Алисе исполнилось три месяца, так что строительство дальнейших планов в самом разгаре.
Время покажет!