Сегодня в Беларуси есть определённые подвижки в уменьшении стигматизации и дискриминации ВИЧ-положительных людей. Вместе с тем, и стигматизация, и дискриминация всё ещё существуют, потому что большинство людей не владеют достаточной информацией о том, как именно передаётся вирус иммунодефицита человека. Такое мнение высказала заместитель начальника отдела гигиены, эпидемиологии и профилактики Минздрава Инна Карабан, передаёт корреспондент портала Союзного государства.
Первые случаи ВИЧ в мире были зафиксированы более 35 лет назад. С тех пор порядка 78 млн человек заразились ВИЧ, и почти 40 млн умерли от заболеваний, связанных со СПИДом. За прошедшее время мировое сообщество шагнуло далеко вперёд в вопросах профилактики и борьбы с данным заболеванием. Развитие науки, терапии и лекарств позволило ВИЧ-положительному человеку проживать полноценную и весьма продолжительную жизнь.
Однако остаётся достаточно серьёзная проблема – стигматизации и дискриминации носителей инфекции в обществе.
– Многие не понимают того, что ВИЧ не предаётся в быту. И об этом мы должны постоянно напоминать и доносить эту информацию до каждого, – отметила Инна Карабан.
Она подчеркнула, что ВИЧ-положительный человек, который лечится, принимает антиретровирусные препараты – становится безопасным для окружающих. Он не является источником инфекции.
Вокруг нас есть такие люди, и зачастую невозможно предположить наличие вируса иммунодефицита у того или иного. Их не нужно бояться или избегать, не нужно относиться со страхом или опаской. Важно относиться к ним так же, как ко всем остальным людям, независимо от наличия болезни.
Зачастую, доносить эту информацию приходится и до самих недавно инфицированных. Ведь несмотря на то, что ВИЧ сегодня считается не смертельной инфекцией, а хроническим заболеванием, смириться с диагнозом всё равно не просто. В такой ситуации на выручку приходят «равные» консультанты. Это люди, которые приняли свой диагноз и научились с ним жить. А пройдя специальное обучение, они могут научить этому и других. Во врачебных рекомендациях не всегда можно найти ответы на личные вопросы. И вот тогда может потребоваться совет того, кто сам через подобное прошёл.
С таким специалистом удалось пообщаться и корреспонденту портала Союзного государства. Анне (имя изменено) 38 лет, и около половины своей жизни она живёт с диагнозом ВИЧ.
– Часто людям не хватает какой-то психологической, эмоциональной поддержки. Потому что не всегда пациенту удаётся установить какой-то доверительный контакт с врачами. Им проще общаться с кем-то похожим на него самого. В откровенном разговоре человек делится тем, что у него не всё в порядке. У кого-то нет работы, у кого-то проблемы с милицией или ещё что-то. А мы по мере возможностей стараемся помочь в решении этих проблем. И естественно, мы стараемся привить инфицированным людям приверженность терапии, рассказать о лечении и его положительных результатах, – рассказала Анна.
При этом, наиболее сложными оказываются пациенты с зависимостями. Потому что, когда люди употребляют наркотические вещества и алкоголь, их разум затуманен. У них нет полного понимая происходящего и собственное благополучие находится далеко не первым пунктом в списке потребностей.
В таких случаях специалистам приходится общаться с родственниками пациента, чтобы они могли понять этого человека и постарались поддерживать. Чтобы принимали участие в его жизни, хотя бы тем, что напоминали о времени приёма лекарств. Это очень важно, особенно на первом этапе.
Анна не понаслышке знает, насколько это трудный и сложный путь. В её случае всё началось именно из-за употребления наркотических средств.
– Когда мне было около двадцати лет, я получила результаты анализов, и поначалу была в ужасе. Казалось, что жизнь только началась – и вот он, смертельный диагноз. Конечно, в такой ситуации человеку как никогда нужна поддержка и понимание, – рассказала специалист. Однако именно употребление наркотиков не позволило девушке тут же начать интенсивное лечение.
Пятнадцать лет жизни Анны оказались вычеркнутыми. Какое-то время, употребляя медленные наркотики вроде кокаина, героина, метадона, она ещё могла учиться и работать. Но после перехода на «соль» и «скорость» работу девушке пришлось оставить. Потому как данные виды наркотических средств в короткий промежуток времени разрушают когнитивные способности мозга. Происходят серьезные нарушения памяти, снижается концентрация внимания. Наркоман страдает от галлюцинаций и мании преследования.
– Мало того, что наркотики принесли в мою жизнь ВИЧ, я оказалась заражена целым букетом болезней вроде гепатита. В какой-то момент здоровье моё было настолько разрушенным, что как никогда я была близка к смерти. Кроме этого, начались проблемы с милицией. Знаете, каждый наркоман рано или поздно достигает дна. И здесь к нему приходит понимание того, что у него лишь несколько путей: кладбище, тюрьма либо лечение. И я выбрала лечение, – поделилась женщина.
За этим последовал тяжелейший год реабилитации в клинике, однако Анна мужественно справилась с этим. И вот уже почти шесть лет её разум ничем не замутнен. Женщина активно занимается своим здоровьем, прошла специальное обучение и теперь помогает пациентам с ВИЧ решать их проблемы. Своим примером она доказывает, что полноценная жизнь с таким диагнозом возможна, а постоянная терапия позволяет сохранить качество жизни.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: