Найти тему
Дневник оптимиста

Как строили автомобили в позднем СССР? Байка о визите министра автопрома.

Оглавление
Прессовый цех НЗАС. Участок крупной штамповки. Иллюстрация из книги "НЕФАЗ. Всегда в движении"
Прессовый цех НЗАС. Участок крупной штамповки. Иллюстрация из книги "НЕФАЗ. Всегда в движении"

Здравствуйте, уважаемый читатель (уважаемая читательница) канала «Дневник оптимиста»!

Начало восьмидесятых годов – время освоения новых моделей на КамАЗе и стремительный рост производства на Нефтекамском заводе автосамосвалов. Оба завода были в центре внимания министра автопрома В.Н.Полякова, который посещал их очень часто. В этой публикации кратко описано как это было и чем заканчивалось.

Цех окраски НЕФАЗ. Окрашенные платформы КамАЗ-55102 выходит из окрасочной камеры. Иллюстрация из книги "НЕФАЗ. Всегда в движении"
Цех окраски НЕФАЗ. Окрашенные платформы КамАЗ-55102 выходит из окрасочной камеры. Иллюстрация из книги "НЕФАЗ. Всегда в движении"

Как готовились к приезду министра автопрома?

Посещение завода гостями, занимающими высокие должности в государственных и партийных структурах, всегда сопровождалось наведением порядка в цехах и на территории завода. В те времена это называлось «повышением культуры производства». Нужно было вычистить самые потаённые уголки от пыли, мусора, металлолома, подкрасить оборудование и нанести линии разметки на проезжей части внутрицеховых проездов, а так же дорог на территории предприятия. К прямолинейности линий были особо жёсткие требования. Нерадивые руководители подвергались в дальнейшем длительной директорской критике.

Что именно захочет посмотреть министр, известно не было, поэтому наводили «культуру производства» везде. Если время визита было известно заранее, то уборка проводилась в неспешном порядке в течение недели. В это время каждый цех неоднократно посещали заместители директора по направлениям, которые указывали места, требующие особого внимания. Говорили, где следует разместить необходимые плакаты и лозунги, призывающие к труду, дисциплине и единству партии и народа.

В случае неожиданного визита, подготовка была похожа на военную операцию. Производство замирало на смену (сутки) и все занимались только уборкой, мойкой и покраской. Хозяйственные службы должны были в срочном порядке вывезти мусор и металлолом, службы снабжения обеспечить всех краской и кисточками. Руководители всех рангов –тщательным образом всё проконтролировать, обеспечить выполнение всех работ в соответствии с указаниями вышестоящих начальников и доложить о проделанной работе.

Автоматный участок НЗАС и раннего НЕФАЗ. Сейчас его уже нет на этом месте. Иллюстрация из книги "НЕФАЗ. Всегда в движении"
Автоматный участок НЗАС и раннего НЕФАЗ. Сейчас его уже нет на этом месте. Иллюстрация из книги "НЕФАЗ. Всегда в движении"

Как встречали министра?

Министр автопрома того времени, будучи генеральным директором, построил и запустил Волжский автозавод, поэтому все тонкости производства автомобилей ему были известны не понаслышке. Передвигался он по стране на персональном самолёте. Вылетал из Москвы рано утром в Набережные Челны. Посещал интересующие его места на КамАЗе, проводил совещание и отправлялся в Нефтекамск или другой близлежащий к Челнам город, где его уже ждали в полной готовности.

Обычно Виктор Николаевич посещал Нефтекамский завод ближе к полуночи. В то время в Нефтекамске аэропорт ещё работал и принимал самолёты Аэрофлота местных и союзных линий (сейчас не действует). Директор завода встречал министра на служебной «Волге» ГАЗ-3102. Вместе они приезжали на завод и следовали к началу маршрута осмотра производства.

При осмотре производства министра сопровождали директор, его заместители и специалисты завода. Директор рассказывал о достижениях и по мере возможности просил помощи в вопросах, которые мог решить только министр. Министр слушал, запоминал всё услышанное, иногда задавая вопросы любому из сопровождающих.

Маршрут движения до руководителей производственных подразделений доводился заранее. Каждый начальник цеха должен был встречать гостей на границе своей территории и сопровождать до её окончания, где принимал эстафету следующий руководитель подразделения. Иногда министр мог изменить маршрут и зайти в такое место, которое ему не хотели показывать, но он чувствовал, что там не всё ладно (раздевалка, туалет, столовая). В таком случае критике подвергалась вся вертикаль заводской власти.

После обхода проводилось совещание в кабинете директора завода. Состав руководителей, приглашённых на совещание, доводился заранее. Иногда на него могли быть приглашены заслуженные рабочие (орденоносцы, члены советов народных депутатов, ветераны), для «продавливания» вопросов от имени трудового коллектива по социальным и бытовым сферам. Министр мог отказать директору, предложив ему решить проблему своими силами, а представителю трудового народа он должен был помогать, как государственный деятель.

Каждый такой визит был событием в жизни заводского коллектива. Его долго обсуждали на разных уровнях. Рабочий мог в шутку сказать своему руководителю, что высокий гость велел выдать ему новую спецодежду, предоставить место в садике ребёнку или новую квартиру. Руководитель, находящийся ещё в стрессовом состоянии, начинал всерьёз заниматься проблемой. Так в народе рождались анекдоты и байки по этому поводу, которые обычно начинались со слов: «А вот когда приезжал…».

По итогам визита готовился план мероприятий, направленных на выполнение указаний министра или реализацию его обещаний. В плане указывались сроки и ответственные руководители за решение проблем. План становился предметом рассмотрения на неоднократных совещаниях под председательством директора, где рапортовали о проделанной работе или просили переноса сроков по уважительным причинам.

Не всё запланированное выполнялось, однако это способствовало развитию предприятия и решению социально-бытовых вопросов коллектива. Возможно, в этом и заключалось единство партии и народа.

Если вам понравилась публикация, пожалуйста, нажимайте «палец вверх», пишите комментарии (замечания, предложения, критику) и подписывайтесь на канал – это позволит стать ему лучше.

Как освобождали «посаженный» пресс кратко описано здесь.

С технологической оснащённостью НЗАС можно ознакомиться здесь.

О постановке на производство КамАЗ-55102 можно прочитать здесь.

Возможно, Вас заинтересуют другие публикации канала «Дневник оптимиста». Читайте здесь.

Спасибо за внимание!

Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.

С уважением и благодарностью Олег Ейский.