1456-1468 годы. Западная Европа
Город Льеж и окружающие его земли входили в состав Священной Римской империи германской нации. Его жители считались подданными императора, но на деле были фактически независимы. Так как город и его окрестности были богаты, а империя слаба, то герцог Бургундии Филипп Добрый (1) решил присоединить город к своим владениям.
Понятно, что горожане были против. Одно дело – номинальная зависимость от императора федеративного государства и другое прямая зависимость от правителя, который жестко контролирует свои владения.
Идти на открытый грубый захват герцог Филипп не хотел по двум причинам. С одной стороны – это могло привести к прямому военному столкновению с империей, а герцог был противником войн, считая, что они кроме разорения ничего не несут. С другой – жители города имели неплохо подготовленное и многочисленное ополчение, что могло привести к войне с неясным исходом, да и с королем Франции отношения были у бургундцев весьма непростые.
Потому Филипп Добрый устроил так, чтобы епископом города Льежа был избран воинственный и решительный Людовик Бурбон, близкий родственник бургундского дома. Людовик повернул дело так, что Льеж в короткое время стал чуть ли не провинцией Бургундии. Возмущению горожан не было предела. Начались столкновения между льежцами и епископом. Дело доходило до того, что льежцы несколько раз изгонял своего епископа, но он всякий раз возвращался с помощью бургундской армии. В 1461 году из-за противостояния между горожанами и епископом горожан Льежа на пять лет отлучили от церкви.
Этой борьбе льежцев за свою независимость тайно помогал король Франции, не желавший усиления бургундского дома. Особенно натянутыми отношения жителей с епископом Людовиком стали с момента вступления на трон Франции короля Людовика XI (2).
По оценкам современников, Людовик был мастером политических интриг, виртуозно стравливал между собой своих противников, получая от этого немалую выгоду.
Так и в данном случае планировалось.
Настраивая льежцев против епископа, Людовик создавал проблемы бургундскому дому на севере, что вполне устраивало короля Франции. Кроме того, король оказывал существенную помощь льежцам еще и тем, что как только войска Филиппа шли на Льеж, король тут же нападал на герцогство Бретань, союзное Бургундии, и бургундцам приходилось перебрасывать свои войска на помощь союзникам.
В июне 1467 года умер герцог Филипп Добрый. На трон Бургундии взошел его сын, Карл Смелый (3).
Льежцы, которых в 1466 году силой заставили заключить мир с Бургундией на унизительных для Льежа условиях - они выдали 300 знатных заложников и заплатили большую сумму контрибуции, решили воспользоваться сменой власти. Льежские отряды напали на бургундский городок Юи и сожгли его.
Карл Смелый выступил против льежцев и 28 октября при Брюстеме разгромил армию Льежа. 6.000 своих воинов потеряли льежцы в этой битве.
Кстати, в этой битве в рядах армии Льежа находился Франсуа Руайе, посланник короля Франции в Льеже. А в рядах бургундской армии находился епископ Льежа, Людовик Бурбон. Когда армия Карла Смелого подошла к Льежу, к герцогу Бургундии прибыли посланцы короля Людовика монсеньор де Муа и Жан Прево с просьбой не грабить город и пощадить его жителей. Герцог прислушался к посланцам короля. Он ограничился казнью шестерых льежцев, конфискацией всего арсенала города (в первую очередь артиллерии), сносом башен и части крепостных стен, и крупной сумой контрибуции. Людовик Бурбон вернулся в свою резиденцию у Льежа.
Летом 1468 года король Людовик ввязался в войну с герцогом Бретонским и герцогом Нормандским, а так как Карл Смелый начал собирать армию для помощи своим союзникам, король Людовик послал двух своих посланцев, чтобы они подбили льежцев на восстание против герцога Бургундии. В тот момент льежцы не выступили, но поход Карла был сорван, так как он опасался восстания в Льеже и медлил со своей армией в Перонне.
А тут пришли известия, что герцог Бретонский и герцог Нормандский заключили с королем перемирие на том условии, что они откажутся от союза с Бургундией. Людовик же, чтобы не воевать с Бургундией, заплатил Карлу 120.000 экю золотом, что покрывало расходы на сбор бургундской армии для похода против короля. Затем король предложил встретиться с герцогом в Перонне, где в тот момент находился Карл. Последний не очень хотел данной встречи, но уступил настойчивости короля.
К несчастью для Людовика в одно и тоже время произошли три события.
Во-первых, в день, когда король въехал в Перонну, туда же подошла бургундская армия, которую Карл Смелый якобы не успел распустить.
Во-вторых, посланцы короля добились своего. Они собрали отряд льежцев, которые ворвались в городок Тонгр, где в тот момент находился епископ Людовик Бурбон. Они схватили епископа с частью его окружения и господина д’Эмберкура – наместника герцога в Льеже. Последнего спасли двое рыцарей из Льежа и укрыли его от горожан. Зато, пока пленников довели до Льежа, льежцы убили 16 священнослужителей из окружения епископа.
В-третьих, в Перонну прибыли беглецы из Тонгра и сообщили герцогу Карлу, что епископ и господин д’Эмберкур убиты льежцами. Герцог пришел в ярость и приказал не выпускать короля из замка, где тот квартировал.
Двое суток герцог Карл находился в ярости, но, в конце концов, его убедили не трогать короля и Людовику был поставлен ультиматум - он подписывает мир Бургундией на условиях выгодных Бургундии и вместе с герцогом Карлом и его армией идет мстить льежцам за Людовика Бурбона: затеял бузу в Льеже – расхлебывай!
Людовик на все согласился и принял участие в походе на город, выступление жителей которого против Бургундии сам же и организовал.
28 октября 1468 года авангард 40.000 бургундской армии подошел к Льежу. Вместе с герцогом Карлом и главными силами бургундцев находился и король Людовик, которого сопровождали 100 шотландцев - телохранителей короля, 300 кавалеристов и много дворян из Франции из свиты короля.
30 октября союзная армия вступил в город, который никто не оборонял: было воскресенье и льежцы решили, что в этот день войны не будет и разошлись по домам. В результате город был предан безудержному грабежу, в котором участвовали как бургундцы Карла Смелого, так и французы короля Людовика. Заодно с городским имуществом были разграблены все церкви и соборы города, за что герцогу Карлу пришлось извиняться перед папой Римским в отбирать у своих подданных награбленное церковное имущество, чтобы возвратить его прежним владельцам.
Только на 5-й день после захвата Льежа, король получил возможность отбыть домой.
Льеж же герцог приказал сжечь. Не жгли лишь церкви и дома священнослужителей.
Вот так и получилось. Не пошли король Людовик своих людей в Льеж, не пришлось бы ему пережить три ночи страха (убьют – не убьют) и самому идти в поход на город, с жителями которого он дружил и которым всегда помогал.
Так происходили события, согласно мемуарам их участника.
Вальтер Скотт в своем романе «Квентин Дорвард» предложил свою версию событий. Роман несколько раз экранизировали. Наиболее удачной экранизацией является американская версия 1950-х годов.
Такая вот нестыковочка между «громадьём» планов и практической их реализацией, собственно можно провести множество исторических параллелей и одна из них — вятская крамола (смотри «Крамольникам пощады нет»).
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Источник: Филипп де Коммин
1. правил в 1429-1467 гг.
2. правил в 1461-1483 гг.
3. правил в 1467-1477 гг.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.
Поддержи канал: ставь лайк и подписывайся на наш Дзен!
Почта для связи с авторами: Wwise11111994@yandex.ua