"Лапы и хвост, вот мой документ" (с) нетленное творение отечественной мультипликации.
Документы нужны не только Шарику из мультфильма. Вполне логично, что и на такое высокотехнологичное устройство как самолёт требуется документы. Главным документом является свидетельство о государственной регистрации воздушного судна. Своего рода аналог ПТС на автомобиль. По российским законам любое гражданское ВС, за исключением сверхлегких ВС авиации общего назначения, должно быть зарегистрировано в государственном реестре гражданских ВС или в реестре гражданских ВС иностранного государства (при наличии заключённого соглашения о поддержания летной годности между РФ и страной регистрации ВС).
Номер свидетельства состоит из 5 букв или цифр, которым "маркируют" самолет. По первым знакам этого номера можно получить представление о стране регистрации судна. Например регистрационный код самолета с регистрацией в Германии начинается на D (Deutschland).
Но не всегда первая регистрационного кода совпадает с названием страны регистрации - к примеру самолеты прописанные в Казахстане начинают свой код с букв UN.
Обычно регистрационный код наносится на фюзеляж, ближе к хвостовому оперению судна. SSJ-100 на картинке ниже, на момент фотографирования имел Итальянскую регистрацию, сейчас этот борт зарегистрирован в Мексике, в авиакомпании Interjet.
Воздушные суда, зарегистрированные на территории РФ имеют регистрационный номер начинающийся на RA.
Но много ли летают у нас самолетов с Российской регистрацией? Совсем нет. Несмотря на географию полетов и страну регистрации авиакомпании - большинство самолетов на которых мы с вами летаем имеют иностранную "прописку".
В какой стране регистрировать ВС решает владелец самолёта - эксплуатант или лизингодатель. Страна регистрации выбирается по ряду критериев. Основной из которых конечно финансовый, а именно во сколько обойдется поддержание летной годности в той или иной стране, размер облагаемых налогов на ВС, ну и наверное главное - какая в итоге будет остаточная стоимость ВС при смене страны регистрации.
Совсем свежий пример, авиакомпании Azur Air (Российская чартерная авиакомпания), планировавшая перевести большую часть своего флота в российский реестр в итоге отказалась от этой идеи. Много комментариев из а/к по этому поводу не было. Основной посыл - лизингодатели против такой идеи. Причина одна поддержание летной годности в РФ и на Бермудах или в Ирландии по сути вещи разные. После попадания в Российский реестр ВС судно "автоматически" теряет порядка 20% от своей себестоимости. Реноме наших контролирующих органов, прямо сказать, не самое лучшее. Бермудские или ирландские авиационные органы относятся к выполнению своих обязанностей на порядок выше. Для маленьких Бермуд этот бизнес один из основных, поэтому организован со всей серьезностью и основательно.
Не желание "отдавать" в Российский регистр самолеты иностранного производства видно на графике ниже. Анализ топ 6 отечественных авиакомпаний по количеству перевезенных пассажиров в 2019 (по данным Росавиации).
Наибольшее количество ВС с российской пропиской у Аэрофлота. Это объясняется просто - Аэрофлот крупнейший эксплуатант отечественного SSJ 100 (45 ВС из 236 в парке перевозчика). Все остальные самолеты (А320, А321, А330, В 737 и В 777) зарегистрированы на Бермудах. Аналогичная ситуация и у Ютейра (из 67 ВС всего 2 с Российской пропиской - Ан 74, самолеты условно Российского производства) и у АК Россия. Хорошо это или плохо - вопрос риторический. С одной стороны бытует мнение, что авиакомпания эксплуатируя ВС с оффшорной пропиской недоплачивают налоги в бюджет государства, с другой стороны увеличение стоимости эксплуатации ВС прописанных в РФ компенсировали бы в конечном итоге финальные пользователи услуги - то есть простые пассажиры.
Кстати, аналогичная ситуация не только в РФ, но и у наших соседей c Казахстана. Весь самолетный парк национального перевозчика Air Astana зарегистрирован на Арубе. А вот у соседей из Республики Беларусь и Украины ситуация обратная - и у Белавиа и у МАУ парк зарегистрирован соответственно в странах эксплуатации.