Иные пажи, поддерживающие платье короля, держат и бразды правления. ©
Лидерство "надвое" не делится
Любимый подчиненными начальник - нечастое явление. Однако, наша история начинается с описания одного из таких. Андрей был тем руководителем, за которым был готов пойти весь его отдел. За время работы он стал и организатором, и лидером и защитой “всех своих” от агрессивной корпоративной среды. Отец родной, не иначе…
Была ли такая сплоченность коллектива и отношение сотрудников лишь заслугой его харизмы или пройденных тренингов “Как в себя влюбить”? Скорее, нет. Рядом с Андреем всегда была его заместитель Светлана. Подобных ей людей принято называть “лидерами мнений”, если речь идет о чем-то положительном, и записывать в “серые кардиналы” если речь о чем-то корыстном. Светлана - опытный человек, обладающий достаточным обаянием для того, чтобы находить язык практически с каждым. И по необходимости на каждого влиять. С Андреем они прекрасно сработались. Светлана чувствовала признание окружающих, уважение и конечно определенную власть. При этом “не кладя голову под топор ответственности”, которая ей не очень-то и нравилась. Она всецело поддерживала Андрея и выступала проводником идей в коллективе, избавляя его от необходимости тратить время на преодоление возражений и сопротивления. Андрей понимал значимость такого ресурса и поддерживал этот симбиоз.
Но ничто не вечно под луной, и всеми любимый Андрей однажды нашел новую работу. А на его место пришла Ирина, руководитель из другой, непохожей среды, в которой должностная субординация значила намного больше неформальных отношений.
"Меня никто не люби-и-ит"
Сама Ирина считала себя профессионалом с большой экспертизой. И ее очень сильно удивляло, что прошло уже несколько месяцев, а сотрудники к ней не обращаются с вопросами. Все шли напрямую к Светлане. С уходом Андрея Светлана стала “последним светом счастливой эпохи”. Она стала той опорой, которая была так нужна в коллективе после ухода Андрея. И взыгравшая ревность быстро превратила удивление Ирины в раздражение.
Да и Светлана была далеко не рада такому положению дел. Политическая грамотность, которая ей всегда помогала, сейчас стала намекать, что дело пахнет керосином. Она прекрасно понимала: начальник, недополучивший должного уважения со стороны коллектива, скоро начнет поиски “козла отпущения”. Ведь Ирина не была грубой или излишне требовательной, и хотела, чтобы ее уважали как профессионала, как наставника. Ей трудно было не увидеть целенаправленный “подкоп” под себя и свой авторитет.
И Ирина начала действовать. Первым блестящим ходом, который ей пришел в голову, было уговорить директора подразделения пересадить Светлану в другой кабинет - подальше от отдела. Ей была поручена “тележка бумаг” - бесполезный труд, с которым не пересекалась работа остального коллектива. По задумке это должно было создать дистанцию между ней и другими. Задумка провалилась...
Ходить к Светлане за советом и поддержкой меньше не стали. А любовь, которая как в поговорке “сильнее на расстоянии”, только окрепла. А еще окрепло негодование действиями начальника. Перестановки Ирины начали порядком раздражать работников. Ирина хотела повернуть отношения в коллективе в сугубо деловое русло, разорвать сложившиеся связи, заменив их процессами. А в результате, задвинув неформального лидера на второй план, только усилила напряжение.
Кто-то должен был сдаться
Неглупые сотрудники поняли правила игры и перестали постоянно кочевать в кабинет Светланы, чтобы не подставлять ее. Они больше делали самостоятельно (без ошибок надо заметить) и одаривали Ирину скептическими взглядами. Однако, силу привычки сложно преодолеть, а от сложившейся симпатии быстро не избавиться. Поэтому в гости к Светлане все равно попадал каждый второй. То попить чаю, то обсудить выходные, то спросить совета по устройству жизни.
Раздражение росло, мозг Ирины закипал. Следующим шагом она предприняла более жесткие меры. Она замкнула взаимодействие с вышестоящим руководством на себя, вытесняя Светлану и лишая возможности использовать свои связи “наверху”. А со временем и вовсе запретила без ее ведома ходить к руководству.
Надо ли говорить, как это повлияло на отношение к самой Ирине внутри отдела. У нее сложилась репутация властолюбивой, ревнивой фурии. Только самый ленивый не иронизировал над этим и не смеялся над картинкой, где неизвестный художник пририсовал ей рога и хвост. Всем виделась исключительная несправедливость в том, как она поступала со Светланой и косвенно с ними, не давая возможности взаимодействовать. Высшее руководство видело эту возню, но отстранилось и заняло нейтральную позицию, из серии: “нам важно, чтобы работа была выполнена, а вы там сами у себя разбирайтесь”.
Это противостояние продолжалось около двух лет, пока… Светлана банально не устала и не покинула отдел. Вместе с самыми сильными сотрудниками, которые оказались готовы уйти за ней следом.
Альтернативный вариант
Могла ли эта история разрешиться лучше? Могла ли Ирина не вступить в противостояние, а заключить взаимовыгодный союз? Могли бы они сработаться так же, как получалось у Андрея и Светланы?
Отбросим стереотипы про то, что “девочки бы не сдружились”. Могли бы.
“Лидер мнений” - человек, который может усилить ваше влияние. На первом этапе работы, когда вы только начали устанавливать контакт с коллективом, он обладает не меньшей властью, чем вы. За вами административные полномочия, за ним - сложившиеся отношения с коллегами, их доверие и репутация.
В описанной истории ревность Ирины к такому раскладу сил и боязнь упустить контроль толкнула ее на деструктивные шаги. Что можно было бы сделать вместо? Да, проявить обычное внимание: к людям, к отношениям между ними, к их потребностям и привычкам, к сложившимся связям. Ко всему тому, что помогло бы найти точки соприкосновения.
Серые кардиналы - необязательно коварные литературные интриганы. Это удачные замы и советники. Люди, которые любят ощущать свое влияние на ситуацию, при этом не стремятся к публичности и ответственности. Подобный человек едва ли будет стараться подсидеть, чтобы занять вашу позицию. Ему всегда комфортнее рядом с кем-то, кто берет лишний груз на себя. Он будет прикрывать вас и ратовать за ваше продвижение, ведь вы гарант сохранения его зоны комфорта.