В этой статье рассмотрим особые проблемы управления в условиях сетевого сотрудничества. Сетевой менеджмент часто отличается от тех, которые существуют в рамках отдельных организационных форм.
Характеристики менеджера сетевого бизнеса.
- Управление сетью включает в себя выбор соответствующих факторов и ресурсов, формирование условий работы сети и разработку способов преодоления стратегической и эксплуатационной сложности.
- Сеть может быть различных типов, структуры и состава. Обычно включает в себя множество разнообразных партнеров.
- Привлекает к управлению легкодоступными структурами в целях достижения коллективной эффективности - сосредоточиться на минимизации организационной структуры и ограничительных правил.
- Зависит от способности управлять в различных режимах для объединения организаций и содействия интеграции.
- Включают в себя такие юридические навыки как заключение договоров с целью разрешения конфликтов, переговоры и дипломатия.
- Общение имеет первостепенное значение, хотя оно может быть дорогостоящим сетевым потенциалом, основанным на коллективных навыках, ресурсах и знаниях его членов.
- Доверие жизненно важно - оно может не требовать гармонии убеждений, а скорее взаимных обязательств и ожиданий.
- Работа в командах и группах является важным условием того, что руководители Сети должны участвовать в трансдисциплинарной практике.
- Сильные навыки межличностного общения и слушания; умение убеждать; готовность к торговле и взаимному, а не манипулятивному поведению; способность выстраивать долгосрочные отношения.
Некоторые исследователи акцентируют внимание на управлении в рамках сетей, утверждая, что оно существенно отличается от управления на рынках или иерархических структурах. Управление в сетевых организациях отличается тем, что:
- структуры власти разделены, а не едины, как в классических формах;
- роль менеджера скорее посредника, строителя и хранителя процесса, чем системного контроллера;
- задачи управления сосредоточены на управлении взаимодействием и предоставлении возможностей, чем планировании и руководстве организационными процессами;
- деятельность управления направлена на выбор участников и ресурсов, влияние на сетевую среду и решение стратегических сложных задач, а не на руководство процессом планирования.
Поведение менеджмента в отдельных организациях сводится к планированию, организации и руководству. Поведение менеджмента в сетевом бизнесе включает активацию, структурирование, мобилизацию и синтез.
- Активация означает принятие решений о выборе правильных субъектов, обладающих необходимыми ресурсами и мотивацией.
- Формирование рамок происходит в самом начале процесса и связано с целью, видением, правилами и ценностями.
- Мобилизация - это задача получения поддержки для действий как со стороны внешних игроков, так и с согласия внутренних структур.
- Наконец, синтез направлен на создание благоприятных условий для развития сети путем содействия, обмена информацией, уточнения ролей и отношений, улучшения коммуникации.
Важной темой дебатов является предполагаемая потеря контроля и подотчетности в рамках различных форм межорганизационной работы в отличие от работы в иерархических структурах. Такая форма управления может привести к смещению целей, отсутствию прозрачности в процессе разработки политики, разобщенности и нечеткости в системе подотчетности, недостаточной демократической легитимности. Возникает дилемма:
- без единого авторитета каждый в какой-то степени отвечает, поэтому каждый несет определенную ответственность;
- все участники сети, похоже, несут ответственность, но ни один из них не является абсолютно ответственным.
Менеджмент в сетевых формах организации, включающих партнерство, существенно отличается от управления в иерархиях и на рынках. Она требует иного подхода, иной направленности и иной роли.
На индивидуальном уровне роль и поведение каждого человека, в значительной степени влияют на ход и эффективность совместных встреч. Эти люди нуждаются в особых навыках и способностях для работы, и их можно сгруппировать по нескольким основным разделам:
- лидерство,
- налаживание контактов,
- предпринимательство,
- построение доверия,
- посредник.
Традиционные стили и формы руководства не считаются подходящими в условиях такого сотрудничества. Каталитический, стимулирующий и расширяющий права и возможности подход считается более эффективным. Лидеры, глубоко мыслящие и способные мобилизовать эффективные навыки межличностного общения для интеграции различных повесток дня, людей и культур в общие цели, высоко ценятся. Кластер ретикулистов или сетевых навыков подчеркивает важность развития межличностных отношений, хорошей коммуникации, политических навыков и понимания взаимозависимости между структурой проблемы и потенциальными решениями.
Создание сетей предполагает наращивание социального капитала, совместное обучение, совместное решение проблем и переговоры по целому ряду личных, профессиональных и организационных вопросов. Для этого требуются навыки дипломатии и ведения переговоров. Однако существуют проблемы с сетевым взаимодействием, связанные с хрупкостью личных отношений, напряженностью, связанной с множественной подотчетностью.
Предпринимательский и инновационный потенциал считается важным с учетом необходимости решения сложных проблем, которые оказались трудноразрешимыми. Способность к построению и поддержанию доверия рассматривается как важнейшая составляющая развития отношений такого партнерства. Роль устного посредника требует профессионализма в построении и поддержании эффективных межличностных отношений посредством общения, поддержки, сопереживания и прослушивания. Существует ряд различных квалификационных рамок, определяющих навыки, способности, качества и возможности, которые считаются необходимыми для того, чтобы быть эффективным управленческим звеном.