Найти тему

Владимирская икона Богоматери Умиление

Она смотрит на нас взглядом, в котором нет ни ласки, ни гнева, ни радости, ни горя — ни одного из привычных и понятных земному человеку чувств. Может быть, это непостижимые для человека всеведение, всевидение, всепонимание смотрят на нас из чуть удлинённых глаз — и дарят нам всепрощение? Из этих очей изливается Благодать — и печаль. Может ли Она не печалиться, зная, какие страсти снедают душу человека? Видя, сколько горя и страдания, сколько крови и слёз проливается на этой земле? Но всё видя и всё поняв, простила Она грешное человечество и возносит за него молитвы к Сыну Своему.

В этих двух прильнувших друг к другу фигурах нет тяжёлой, земной, материальной плоти — они сотканы из плоти прославленной, преобразованной, из тончайших духовных материй, излучающих свет Духа Святого, Истины, Добра и Любви.

Владимирская икона Богоматери Умиление
Владимирская икона Богоматери Умиление

Лишь слова Молитвы могут передать то, чем наполняется сердце человека, взглянувшего в эти глаза:

Богородице, Дево, радуйся. Благословенна Ты в женах. И благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Главная наша православная святыня сегодня находится в особом киоте возле алтаря в храме Святителя Николая в Толмачах в Москве. Это домовый храм семейства Павла Михайловича Третьякова — мецената, московского купца, собравшего богатую коллекцию произведений русского искусства. Он подарил её Москве, и теперь музей, созданный на основе этой коллекции, называется Третьяковской галереей.

Как гласит предание, на Русь эта икона была принесена из Византии, и греческое имя её — Елеуса, что значит Милующая. Но наши предки по-своему перевели это имя и назвали икону Умиление, вложив в него свои чувства. Ибо Милующая Богоматерь образом Своим умиляет — делает милым обращённое к ней сердце, накладывая на него неизгладимую печать Добра и Света. И тем, обратив человека к Богу, пробуждает всё лучшее, что скрыто на дне грешной души. Так что не случайно атеисты так боялись этого образа.

Владимирская икона Богоматери принесена была из Царьграда — Константинополя — в Киев около 1130 года вместе с другой иконой, которую на Руси прозвали Пирогощей и для которой, по данным Ипатьевской летописи, построена была в 1132 году знаменитая, упоминаемая в "Слове о полку Игореве" киевская церковь (Церковь Успения Богородицы Пирогощи), ныне восстановленная в своём первоначальном виде. Едва ли за один год выстроили огромный по тем временам храм. А пришли иконы в столицу Киевской Руси, конечно, ранее этой даты.

Владимирская икона Богоматери Умиление в храме святителя Николая в Толмачах. Третьяковская галерея, Москва
Владимирская икона Богоматери Умиление в храме святителя Николая в Толмачах. Третьяковская галерея, Москва

Владимирская же была помещена в Вышгороде, неподалёку от Киева, в девичьем монастыре. В 1155 году великий князь Андрей Боголюбский перенёс икону во Владимир, который и сделал столицей Руси после Киева. Впоследствии икона попала в Москву, находилась в Успенском соборе Кремля и после революции была отдана Третьяковской галерее.

Как предполагают исследователи, Владимирская икона — это один из списков знаменитой своими чудотворениями древней иконы Влахернского храма в Константинополе, по преданию написанной самим апостолом Лукой (Этингоф О.Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII веков. М., 2000).

Обратите внимание: один из списков ещё более древней византийской иконы. А списков таких за две тысячи лет сделано немало. И разошлись они во все концы земли. Такими списками были первые иконы, что появились на Руси после того, как князь Владимир принял крещение сам и окрестил свой народ.

Владимирскую икону Богоматери именуют палладиумом — оплотом Земли Русской. Пришедшая на Русь почти тысячу лет назад она с той поры охраняет наш народ. Не случайно же Русь издавна называли Домом Пресвятой Богородицы.

Сретение Владимирской иконы Богоматери в Москве. Последняя четверть XVIII-начало XIX века. Ярославский художественный музей, Ярославль
Сретение Владимирской иконы Богоматери в Москве. Последняя четверть XVIII-начало XIX века. Ярославский художественный музей, Ярославль

Нонна Александровна Яковлева

Книги для семейного чтения