Продолжаем формировать самопринятие у ребенка со знаком плюс, прикладываем усилия к формированию положительного самопринятия у ребенка (делаем это постоянно). Начало смотри здесь: Формируем самопринятие у ребенка со знаком плюс! Прием первый!
Второй прием называется «Извержение вулкана». Подходит он больше для детей школьного возраста, хотя его очень любят и дошкольники.
Для выполнения данного упражнения понадобятся песочные часы (5-10 минут) или таймер. Здорово будет, если примут участие все члены семьи. В таком случае будет поддержан особый смысл происходящего: если в упражнении участвуют все, то это очень важное событие. Взрослые специально организуют пространство: выделяется время, из расчета 5-10 минут на каждого, в это время лучше ничем другим не заниматься. Чай пить можно.
Все по очереди рассказывают любую историю, которой хочется поделиться. Кто начнет первым не имеет значения. Имеет значение следующее: слушать необходимо молча (говорящего перебивать, комментировать нельзя), на протяжении его 5-10 минут все сидят и внимательно слушают, пытаются понять, что и о чем он говорит. Когда говорящий закончит, можно задать ему 1-2 вопроса, но не больше.
Если кто-то не хочет или отказывается рассказывать свою историю, то все сидят и внимательно, без претензии «слушают» его рассказ-тишину: «вот такая сегодня история». Сидят и «слушают» все 5-10 минут его времени. Не вдохновляют: просто пришло время для твоей истории, поэтому мы все во внимании. Не принуждают: сегодня ты не знаешь о чем рассказать, так бывает.
Почему это упражнение называется «Извержение вулкана»? Потому что иногда нам необходимо выплеснуть то, что нас тревожит. Но иногда мы сами не осознаем и не чувствуем, что нас волнует, злит, фрустрирует. Оно где-то бурлит внутри, создает внутреннее напряжение и может вырваться из нас в самый неподходящий момент. Оречевление (от слова речь), вербализация позволяет вынести наружу то, что доставляет дискомфорт, рассмотреть его и осознать что-то про себя. Например: что я люблю, от чего я получаю удовольствие, что я не люблю и не приемлю.
Иногда детям ОЧЕНЬ ТРУДНО рассказывать. По разным причинам. Но если они войдут во вкус, то их говорение, действительно, будет похоже на извержение вулкана!
Если выполнять с детьми такое упражнение постоянно, то дети (и взрослые тоже!) поймут мотивы своих поступков, смогут признаться в том, о чем бы никогда не признались даже сами себе, научатся слушать других.
А главное, его батарейка самопринятия будет заряжаться!
На групповых занятиях по эмоционально-личностному развитию в центре нейротерапии «Нейрофитнес» мы проводим похожее упражнение на каждом занятии, начиная со второго (цикл групповых занятий состоит из 10 встреч). Оречевление своих чувств и эмоций в присутствии других детей и их родителей при его выполнении, дает возможность каждому ребенку утолить жажду в потребности быть принятым, признанным, быть ценным для группы (на меня обращают внимание, я – есть!, я имею право иметь свое мнение, я имею свое мнение и меня за это не осуждают, признают меня и мои особенности, я могу быть собой!).
А как вы заряжаете батарейку самопринятия своего ребенка?
Продолжение здесь Третий прием, который позволяет формировать самопринятие у ребенка со знаком плюс