(Седьмая статья цикла)
Параллельно с использованием карточек со словами и отдельными слогами, на которые мы разрезали слова, добавляем отдельные буквы. Нужно обратить внимание на букву «А». Часто родители учат с детьми только заглавную букву, не учитывая, что строчная встречается в тексте гораздо чаще. Поэтому нужно показать малышу оба варианта этой буквы.
Когда слогов, образованных от разрезания первых карточек, начинает не хватать, добавляем новые слоги, произвольно меняем их от занятия к занятию.
Для начала используем разрезанные карточки для составления сравнительно длинных слов. Например, слово «карандаш» составляем так: «КА», «РА», «Н» «ДА», «Ш».
Когда ребёнок уже научился самостоятельно составлять такие слова из слогов и букв, разрезаем слоги на отдельные буквы. И тогда складываем так: «К», «А», «Р», «А», «Н», «Д», «А», «Ш».
Запомнив написание, ребёнок сам, обычно, без труда, спокойно и весело составляет знакомое слово и из отдельных букв.
Если самостоятельно составлять слова из отдельных букв у ребёнка не получается, значит, вы перешли к четвёртому этапу слишком рано, надо ещё поиграть со слогами и словами. Если ребёнок делает только одну ошибку, перепутав порядок букв, просто поправляем его и переходим к следующему слову.
Очень часто ребёнок потом начинает «проводить занятия» со своими игрушками и учить их складывать простые слова. Если малыш делает всё правильно, игру нужно поддержать, но если такая игра превращается в простое баловство с беспорядочным выкладыванием карточек, лучше переключить его на другое занятие, например, сказав, что зайка или мишка слишком маленькие и учить читать их ещё рано, лучше их покормить или уложить спать.
На этом этапе ребёнок уже начинает узнавать знакомые слова, слоги и буквы на улице, на вывесках, иногда с их помощью начинает читать незнакомые слова. Причём чтение происходит не так, как обычно читают дети, которых обучают по традиционной методике – по слогам, спотыкаясь на сложных сочетаниях, а слитно целыми словами.
Во время занятий вводим множественное число в тех словах, написание которых хорошо знакомо ребёнку. Русскоязычные дети, обычно, без дополнительных усилий понимают изменение слов по падежам и числам. Иногда встречаются ошибки, но не при чтении и составлении слов из букв и слогов, а в словообразовании. Такие ошибки иногда встречаются и у взрослых: нет сапогов, нет носок и т.д.
Если усвоение множественного числа и изменения слова по падежам уже произошло, можно во время занятий писать ребёнку в альбоме короткие сказки и истории, заменяя слова, которые могут вызвать у него сложности, небольшими рисунками.
Постепенно в эти сказки включаем прилагательные и другие части речи.
Читая ребёнку сказку перед сном, обязательно держите книжку так, чтобы он видел текст. Показывайте ему знакомые слова, радуйтесь вместе с ним, когда они попадаются в тексте.
Пятый этап (последний)
Начинаем читать книжки. Для начала лучше давать детям книгу со стихотворным текстом. Чем длиннее строка, тем менее интересна она малышу. Короткие же стихотворные строчки читаются обычно легко.
Объясняем понятие «точка» и «запятая». Говорим, что там, где стоит запятая, нужно вдохнуть воздух, а там, где стоит точка, нужно на короткое время остановиться и отдохнуть. Чтобы это запомнилось, хорошо помогает чтение в унисон с ребёнком.
Другие знаки препинания я объяснять не советую, о них ребёнку ещё предстоит узнать в школе.
Очень важно, чтобы ребёнок не только начал читать самостоятельно, но и понимал прочитанное. Для этого нужно выделять время на обсуждение текста, даже если вам кажется, что ребёнок уже не нуждается в регулярных занятиях чтением с мамой, так как он уже хорошо читает сам.
Это статья из цикла "Как научить малыша читать". Начало читайте тут.