Найти тему

Четвёртый и пятый этап обучения чтению

(Седьмая статья цикла)

Параллельно с использованием карточек со словами и отдельными слогами, на которые мы разрезали слова, добавляем отдельные буквы. Нужно обратить внимание на букву «А». Часто родители учат с детьми только заглавную букву, не учитывая, что строчная встречается в тексте гораздо чаще. Поэтому нужно показать малышу оба варианта этой буквы.

Когда слогов, образованных от разрезания первых карточек, начинает не хватать, добавляем новые слоги, произвольно меняем их от занятия к занятию.

Для начала используем разрезанные карточки для составления сравнительно длинных слов. Например, слово «карандаш» составляем так: «КА», «РА», «Н» «ДА», «Ш».

Когда ребёнок уже научился самостоятельно составлять такие слова из слогов и букв, разрезаем слоги на отдельные буквы. И тогда складываем так: «К», «А», «Р», «А», «Н», «Д», «А», «Ш».

Запомнив написание, ребёнок сам, обычно, без труда, спокойно и весело составляет знакомое слово и из отдельных букв.

-2
-3
-4
-5
-6
-7

Если самостоятельно составлять слова из отдельных букв у ребёнка не получается, значит, вы перешли к четвёртому этапу слишком рано, надо ещё поиграть со слогами и словами. Если ребёнок делает только одну ошибку, перепутав порядок букв, просто поправляем его и переходим к следующему слову.

Очень часто ребёнок потом начинает «проводить занятия» со своими игрушками и учить их складывать простые слова. Если малыш делает всё правильно, игру нужно поддержать, но если такая игра превращается в простое баловство с беспорядочным выкладыванием карточек, лучше переключить его на другое занятие, например, сказав, что зайка или мишка слишком маленькие и учить читать их ещё рано, лучше их покормить или уложить спать.

На этом этапе ребёнок уже начинает узнавать знакомые слова, слоги и буквы на улице, на вывесках, иногда с их помощью начинает читать незнакомые слова. Причём чтение происходит не так, как обычно читают дети, которых обучают по традиционной методике – по слогам, спотыкаясь на сложных сочетаниях, а слитно целыми словами.

Во время занятий вводим множественное число в тех словах, написание которых хорошо знакомо ребёнку. Русскоязычные дети, обычно, без дополнительных усилий понимают изменение слов по падежам и числам. Иногда встречаются ошибки, но не при чтении и составлении слов из букв и слогов, а в словообразовании. Такие ошибки иногда встречаются и у взрослых: нет сапогов, нет носок и т.д.

Если усвоение множественного числа и изменения слова по падежам уже произошло, можно во время занятий писать ребёнку в альбоме короткие сказки и истории, заменяя слова, которые могут вызвать у него сложности, небольшими рисунками.

Постепенно в эти сказки включаем прилагательные и другие части речи.

Читая ребёнку сказку перед сном, обязательно держите книжку так, чтобы он видел текст. Показывайте ему знакомые слова, радуйтесь вместе с ним, когда они попадаются в тексте.

Пятый этап (последний)

-8

Начинаем читать книжки. Для начала лучше давать детям книгу со стихотворным текстом. Чем длиннее строка, тем менее интересна она малышу. Короткие же стихотворные строчки читаются обычно легко.

Объясняем понятие «точка» и «запятая». Говорим, что там, где стоит запятая, нужно вдохнуть воздух, а там, где стоит точка, нужно на короткое время остановиться и отдохнуть. Чтобы это запомнилось, хорошо помогает чтение в унисон с ребёнком.

-9

Другие знаки препинания я объяснять не советую, о них ребёнку ещё предстоит узнать в школе.

Очень важно, чтобы ребёнок не только начал читать самостоятельно, но и понимал прочитанное. Для этого нужно выделять время на обсуждение текста, даже если вам кажется, что ребёнок уже не нуждается в регулярных занятиях чтением с мамой, так как он уже хорошо читает сам.

Это статья из цикла "Как научить малыша читать". Начало читайте тут.