Найти в Дзене
Психо

Просоциальные стратегии.

Оглавление

Поскольку считается, что про-социальное поведение и лежащие в его основе когнитивные структуры постепенно изменяются до тех пор, пока полностью не будет дифференцировано состояние, просоциальные и принудительные стратегии на промежуточных этапах (т.е. между недифференцированным и дифференцированным состоянием) не будут различимы.

Яндекс фото.
Яндекс фото.

То есть, будет время, когда группа сверстников, как и отдельные дети, будут демонстрировать и то, и другое. Ребенок на этом этапе может, например, запугивать сверстников и отнимать у них вещи в некоторых случаях, но в других случаях предлагает "помощь" сверстникам, чтобы получить доступ к ним или к желаемому объекту (например, "Позвольте мне показать вам, как это сделать").

Эти самоорганизующиеся принципы можно сравнить с шариками, катящимися по извилистым путям на влажной почве. Со временем, опыт и повторения, почва высыхает, а пути уменьшаются в количестве и становятся стабильными.

Как показывает эта метафора, ребенок становится более или менее последовательным в своих поведенческих подходах к миру в зависимости от прошлого опыта. Но прежде чем метафорическая почва высохнет и пути затвердеют, шарик может соскользнуть из одного канала в другой.

С точки зрения поведенческих показателей ресурсно-ориентированных стратегий такое совпадение проявляется в виде сочетания поведенческих явлений, как просоциальных, так и принудительных.

Эти модели поведения могут быть в значительной степени зависимы от контекста, поскольку ребенок может быть более принужденным на домашней территории, когда нет взрослых (например, крайне собственнического) или стать принужденным в ситуациях, когда ресурсы ограничены (например, на двоих детей приходится только один качель).

Доказательства промежуточных стадий: Измерение.

Этаологическая литература показывает, что в старших возрастных группах дошкольной группы (около 5 лет), поведенческие стратегии, отражающие социальное доминирование, действительно меняются.

Частота агонистических взаимодействий снижается в группах 4-5-летних детей по сравнению с младшими группами. По этой причине доминирование в старшей группе сложнее установить на основе традиционных мер (т.е. нападений, угроз и борьбы).

Дети старшего возраста, доминирующие в обществе, ведут себя по-разному, например, обращаются за помощью к другим, сотрудничают и направляют своих сверстников.

В возрастной группе от 3 до 6 лет доминирующие дети демонстрируют превосходство в доступе к ограниченным ресурсам по сравнению с их подчиненными сверстниками, чаще всего применяя умеренное принудительное поведение (команды, толчки, тяги), за которым следует более привязанная тактика (приглашения, запросы, предложения) и, по крайней мере, стратегии принуждения (угрозы, нападения).

Аналогичным образом, 5-летние мальчики применяют дифференцированную тактику для контроля игрового материала: одни дети демонстрируют новые навыки убеждения и ведения переговоров ("социальные лидеры"), другие игнорируют своих сверстников, принимая, игнорируя и запугивая ("гангстеры").

К возрасту 4-5 лет преобладающими детьми, по-видимому, являются как дети с просоциальными тенденциями, так и дети без таковых. Такое сочетание просоциальных и принудительных слоев, характерное для некоторых возрастных групп, соответственно, влияет на выбор исследователей. Например, когда участниками исследования являются дети младшего школьного возраста, показатели социального доминирования, как правило, включают не только принудительные меры и физические утверждения, но и устные указания, предложения и убеждения.

Промежуточные этапы и социальная значимость.

Социально-центральный аспект социального доминирования предполагает, что лица, контролирующие ресурсы, будут признаны обществом. Таким образом, доминирующие дети, использующие один или оба вида стратегии. Но применение принуждения (по отдельности или в сочетании) будет иметь успех только до тех пор, пока сами дети не будут дифференцировать свои стратегии и, соответственно, не будут стремиться к просоциальному доминированию.

Яндекс фото.
Яндекс фото.

Социальная централизация.

Имеются косвенные свидетельства того, что оба типа стратегий привлекают положительное внимание коллег. Во-первых, дети дошкольного и дошкольного возраста визуально рассматривают характеристики, соответствующие обеим стратегиям.

Трех-шестилетние больше смотрят на сверстников, которые обладают характеристиками, соответствующими просоциальному дому (например, уверенный, уверенный, выносящий предложения), а также принудительному доминированию (например, конкурентное, сильное, дразнящее, агрессивное). Другими словами, те, кто оказывает влияние как в негативном, так и в позитивном плане, завоевывают уважение своих сверстников.

Переход к восхитительным просоциальным стратегиям в большей степени, чем принудительные стратегии, происходит, по-видимому, между первым и третьим классами.

Первоклассники восхищаются стратегиями принуждения, а третьеклассники - нет: Первоклассникам более высокого ранга (смесь агонистических и лидерских качеств) больше нравилось, чем их низкоклассным агематам, но это уже не так в третьем классе.

Эти сдвиги в социальных предпочтениях, похоже, совпадают с формирующейся способностью точно оценивать характер. Для третьеклассников, те, кто принимает решения и отдаёт приказы, являются "лидерами". К шестому классу, однако, "лидеры" принимают решения, но доброжелательность и честность также важны.

Доказательства в пользу двух различных стратегий на более поздних этапах.

В старших классах начальной школы дети надежно дифференцируют сверстников, используя стратегии принуждения (начальство, перерывы, выпендривание, драки) от влиятельных и приятных (хорошие идеи, умение общаться, общительность).
В подростковом возрасте агрессивные индивидуумы по-прежнему менее популярны, чем их сверстники, и, соответственно, оцениваются как менее привлекательные.

Тем не менее, те, кто одновременно агрессивны и номинированы в лидеры сверстниками (т.е. те, кто использует обе стратегии), могут иметь значительные сети дружбы, несмотря на активное отторжение со стороны других (например, спорные дети). Безнадзорные дети (т.е. те, кого не замечают их сверстники), как представляется, не ведут себя так или иначе.

В области психологии личности рассматривают доминирование как два различных измерения - конструкт уверенности в лидерстве и враждебный и агрессивный контроль. Неудивительно, что эти два разновидности доминирования имеют противоположные отношения со схожестью.

Стратегии приобретения ресурсов являются принудительными для детей младшего и младшего школьного возраста. Дети в этом возрасте просто идут за тем, что хотят, не имея возможности обдумать взгляды других.

Социальные стратегии по контролю над ресурсами появляются в возрасте от 4 до 5 лет. В эти века споры больше не решаются исключительно силой, а компромиссом, поочередно и путем обмена мнениями. К началу начальной школы эти стратегии могут привести к дальнейшей консолидации и способности сверстников различать и уточнять эти две модели поведения.

В результате происходит разворот в отношениях между социальным доминированием, как оно традиционно определяется (т.е. принуждением), и аффилитивными явлениями: принудительные доминаторы не являются привилегированными членами группы, а те, кто осуществляет контроль в благотворительных целях (т.е. доминируют в общественных интересах).

Когда концепция социального доминирования сосредоточена на контроле над ресурсами, а не на средствах, с помощью которых достигается этот контроль, вновь возникают социальные корреляции социального доминирования, как это зафиксировано в этиологической литературе.