Найти тему
Мир кораблей

Пятница 13-е: смерть в темноте

Эта битва, получившая из-за своей даты необычное название, «Битва в пятницу 13-е», была решающей в серии морских сражений между союзниками и военными силами Японской империи в многомесячной Гуадалканальской кампании у Соломоновых островов. В результате союзники сорвали попытку бомбардировки аэродрома японскими линкорами и успешно отбили последнюю попытку Японии изгнать союзные войска с Гуадалканала и близлежащего острова Тулаги. Однако в этом сражении погибли сразу два адмирала ВМС США.

Силы Союзников, по большей части США, высадились на Гуадалканале 7 августа 1942 года и захватили аэродром, позднее названный Хендерсон-Филд, строившийся японскими военными. Несколько последующих попыток Императорской армии и флота отбить аэродром, включая переброску подкреплений на Гуадалканал транспортами, оказались безуспешными. В начале ноября 1942 года японцы собрали конвой для перевозки 7000 солдат и военной техники на Гуадалканал, чтобы ещё раз попытаться вернуть аэродром. Нескольким японским военным кораблям была поставлена задача бомбардировки Хендерсон-Филд с целью уничтожения авиации Союзников, которая представляла угрозу конвою. Изучив тактику японских военных, американские военные использовали авиацию и флот для противодействия планам японского командования.

Место сражения
Место сражения

Около 01:25 13 ноября японские корабли вошли в пролив между островом Саво и Гуадалканалом и приготовились к бомбардировке аэродрома Хендерсон-Филд.

Всего в соединение адмирала Хироаки Абэ вошли два линкора: «Хиэй» (флагман) и «Кирисима», а также 11 эсминцев: «Самидаре», «Мурасаме», «Асагумо», «Тэрудзуки», «Амацукадзе», «Юкикадзе», «Икадзути», «Инадзума», «Акацуки», «Харусаме» и «Юдати». Еще 3 эсминца: «Сирацую», «Сигуре» и «Югуре» должны были составить силы ближнего прикрытия.

Американский контр-адмирал Дэниэл Каллаган мог рассчитывать на два тяжелых крейсера: «Сан-Франциско» (флагман) и «Портленд», три легких - «Джуно», «Хелена» и «Атланта» и восемь эсминцев: «Кашинг», «Лэффи», «Стеретт», «Аарон Вард», «О’Баннон», «Бэртон», «Монссен» и «Флетчер».

Всё происходило в полной темноте из-за плохих погодных условий и новолуния. Но японцы и сами были не против: ночные атаки давно стали их сильной стороной. Прочитать о применении этой тактики и ее провале подробно вы можете в нашем материале.

Несколько американских кораблей обнаружили японское соединение радаром около 01:24, но радиосвязь с флагманским кораблем была плохой, а процедуры радиообмена не были выработаны. Несколькими минутами позже практически одновременно обе эскадры визуально обнаружили друг друга, но промедлили с приказом открыть огонь. Адмирала Абэ, очевидно, удивила близость американских кораблей и он не мог решить, должен ли он немедленно отойти, чтобы дать время его линейным кораблям перезарядить пушки с осколочных боеприпасов на бронебойные, или продолжать двигаться вперед. Он решил продолжить движение вперед.

Контр-адмирал Каллаган попытался применить тактику «пересечения Т» японской эскадры, как это ранее было сделано в бою у мыса Эсперанс, но из-за противоречивой неполной информации, которую он получал, и того, что японский ордер рассеялся и состоял из нескольких групп, он отдал несколько противоречащих друг другу приказов о движении кораблей. Американский ордер стал распадаться, что задержало приказ Каллагана начать огонь, так как он впервые попытался выяснить и выровнять расположения своих кораблей. В дальнейшем в образовавшейся свалке кораблей решение о целях командиры каждой единицы принимали самостоятельно.

Повторить или переиграть это невероятное сражение вы можете в World of Warships - лучшей игре про флот. Переходите по ССЫЛКЕ, регистрируйся и получай ценные призы!

В 01:48 эсминец «Акацуки» (об истории которого у нас есть отдельная публикация) и линкор «Хиэй» направили большие прожектора и осветили крейсер «Атланта» на расстоянии 3000 ярдов (2,7 км), что является дистанцией стрельбы прямой наводкой для больших калибров корабельной артиллерии. Отдельные корабли с обеих сторон спонтанно открыли огонь. Так как суда обоих эскадр смешались, они стали вести бой друг с другом в крайне запутанной и хаотичной свалке на коротких дистанциях. Впоследствии офицер эсминца «Монссен» назвал этот бой «дракой в баре, где выключили свет».

Как минимум шесть американских кораблей, включая «Лэффи», «О’Баннон», «Атланту», «Сан-Франциско», «Портленд» и «Хелену», открыли огонь по «Акацуки», который привлёк внимание к себе включенным прожектором. «Акацуки» получил несколько попаданий, взорвался и затонул за несколько минут.

Возможно из-за того, что «Атланта» была первым крейсером в американском ордере, она стала целью артиллерии и торпед нескольких японских кораблей, вероятно в том числе «Нагары», «Инадзумы» и «Икадзути». Артиллерийский огонь нанёс «Атланте» тяжёлые повреждения, а торпеда попала в машинное отделение. «Атланта» дрейфовала на линии огня «Сан-Франциско», который случайно стрелял по «Атланте», причинив даже больший ущерб, чем японцы (!) и убив адмирала Скотта и многих членов экипажа.

Расположение кораблей перед стычкой
Расположение кораблей перед стычкой

Обесточенная «Атланта», потерявшая ход и возможность вести огонь, дрейфовала без контроля и вышла из сражения вблизи японских кораблей. Первый в американском ордере эсминец «Кашинг» также попал под перекрёстный огонь нескольких японских эсминцев и, возможно, «Нагары». Он также получил тяжёлые повреждения и впоследствии был оставлен экипажем.

Огромный «Хиэй» с девятью включёнными прожекторами шёл по курсу прямо на американские корабли и стал целью орудийного огня от многих американских кораблей. «Лэффи» прошёл в 20 футах (6,1 м) от «Хиэй» так, что они едва не столкнулись. «Хиэй» не мог использовать свою артиллерию против «Лэффи» из-за своего более высокого борта, но «Лэффи» смог снести башню «Хиэй» с 5-дюймовой (130 мм) артиллерией и пулемётами, нанеся тяжёлый ущерб надстройке «Хиэй» и капитанскому мостику, ранив адмирала Абэ, и убив его начальника штаба. Адмирал Абэ был с этого момента ограничен в возможности управлять своими кораблями до завершения сражения.

Линкор Хиэй
Линкор Хиэй

Не имея возможности стрелять из орудий больших калибров по трём миноносцам, доставившим так много неприятностей, «Хиэй» сосредоточил огонь на «Сан-Франциско», который шёл в 2500 ярдах (2,3 км) от него. Наряду с «Кирисимой», «Инадзумой» и «Икадзути» выстрелы ещё четырёх кораблей попали в «Сан-Франциско», что привело к блокировке управления и гибели контр-адмирала Каллагана, капитана Касина Янга, и большей части команды на мостике. Из-за того, что первые несколько залпов «Хиэй» и «Кирисима» произвели специальными осколочными снарядами, ущерб внутренним помещениям «Сан-Франциско» был меньше, что, возможно, спасло «Сан-Франциско» от немедленного затопления. Не дожидаясь боя корабль-на-корабль, команды обоих японских линкоров потратили несколько минут на перезарядку артиллерии бронебойными снарядами. Тем временем «Сан-Франциско», почти беспомощный, сумел немедленно уйти от предстоящей схватки. Тем не менее, как минимум один из снарядов «Сан-Франциско» попал в помещение привода рулевого управления «Хиэй», которое было затоплено водой; вода вывела из строя генераторы, и корабль потерял управление. «Хелена» последовала за «Сан-Франциско», чтобы защитить флагман от потенциальных атак.

Два американских эсминца встретили внезапную гибель. Крейсер «Нагара» или эсминцы «Тэрудзуки» и «Юкикадзе» натолкнулись на дрейфующий «Кашинг» и обстреляли, уничтожив все его системы. Неспособная ответить огнём, команда «Кашинга» покинула корабль. «Лэффи», удачно ушедший от столкновения с «Хиэй», встретился с «Асагумо», «Мурасаме», «Самидаре» и, возможно, «Тэрудзуки». Японские эсминцы обстреляли Лэффи из орудий, а затем в него попала торпеда, которая разворотила кораблю киль. Несколькими минутами позже огонь от пожаров, возникших в результате обстрела, добрался до артиллерийских погребов, и «Лэффи» взорвался и затонул.

Карта пролива, получившего название Железное дно из-за обилия останков кораблей, лежащих на дне
Карта пролива, получившего название Железное дно из-за обилия останков кораблей, лежащих на дне

«Портленд» после обстрела «Акацуки» получил попадание торпедой от «Инадзумы» или «Икадзути», которое привело к серьёзным повреждениям в корме и привело к тому, что крейсер стал двигаться по кругу. После завершения первого круга, «Портленд» дал четыре залпа по «Хиэй», но в дальнейшем сражении участия практически не принимал.

«Юдати» и «Амацукадзе» независимо попали в тыл пяти судам американского ордера. Две торпеды с «Амацукадзе» попали в «Бартон», который мгновенно затонул. «Юдати» попал торпедой в «Джуно», повредив ему киль и выведя из строя большую часть систем. «Джуно» повернул на восток и медленно вышел с поля боя.

«Монссен» избежал судьбы «Бартона» и начал поиск своих целей. Он заметил «Асагумо», «Мурасаме» и «Самидаре», которые только что закончили расстреливать «Лэффи». Они подавили «Монссен» орудийным огнём, серьёзно его повредив и заставив команду покинуть корабль.

«Амацукадзе» приблизился к «Сан-Франциско» с намерением потопить тяжело повреждённый корабль. Однако, сконцентрировавшись на «Сан-Франциско», «Амацукадзе» не заметил приближение «Хелены», которая дала залп всем бортом в «Амацукадзе» с близкого расстояния и вывела эсминец из боя. Тяжело повреждённый «Амацукадзе» ушёл под дымовой завесой, пока «Хелена» была отвлечена атакой «Агасумо», «Мурасаме» и «Самидаре».

«Аарон Вард» и «Стеретт», независимо искавшие свои цели, обнаружили «Юдати», который не подозревал о приближении обошедших его американцев. Оба американских корабля попали в «Юдати» одновременно орудийным огнём и торпедами, тяжело повредив цель и принудив команду покинуть корабль. Тем не менее, корабль сразу не затонул. Продолжая свой путь, «Стеретт» попал под огонь «Тэрудзуки», получил серьёзные повреждения и отошёл с поля боя на восток. «Аарон Вард» оказался один на один с «Кирисимой», в дуэли с которым эсминец получил тяжёлые повреждения. Он также попытался уйти на восток, но не смог из-за серьёзных повреждений двигателей.

Спустя около 40 минут после начала жестокого ближнего боя обе стороны потеряли контакт и прекратили огонь около 02:26 после того как Абэ и капитан Гилберт Гувер (капитан «Хелены» и старший американский офицер из выживших в бою) приказали своим эскадрам выйти из боя.

У адмирала Абэ остался один линкор («Кирисима»), один лёгкий крейсер («Нагара») и четыре миноносца («Асагумо», «Тэрудзуки», «Юкикадзе» и «Харусаме»), имеющие только небольшие повреждения, и четыре эсминца («Инадзума», «Икадзути», «Мурасаме» и «Самидаре») со средними повреждениями. У американской эскадры остался в строю один лёгкий крейсер («Хелена») и один эсминец («Флетчер»), которые ещё могли оказывать эффективное сопротивление. Однако Абэ скорее всего было непонятно, что путь для бомбардировки Хендерсон-Филд был открыт, что позволило бы обеспечить безопасную высадку десанта на Гуадалканале.

Тем не менее, в этот критический момент Абэ решил завершить миссию и покинуть боле боя. Есть несколько предположений относительно того, почему он принял такое решение. Значительная часть специальных боеприпасов для бомбардировки была потрачена во время сражения. Если бомбардировка не привела бы к уничтожению аэродрома, то его военные корабли были бы уязвимы для нападения с воздуха самолётов на рассвете. Повреждения кораблей и смерть членов его штаба, возможно, также оказали влияние на решение Абэ. Возможно, он также не имел достоверной информации о том, сколько его и американских кораблей могли продолжать бой из-за проблем со связью с поврежденным флагманом «Хиэй». К тому же его собственные корабли были рассредоточены и их сбор для бомбардировки Хендерсон-Филд и атаки остатков американской эскадры занял бы некоторое время. Какой бы ни была причина, Абэ дал приказ к общему отступлению его боевых кораблей, несмотря на то, что «Юкикадзе» и «Терудзуки» остались, чтобы оказать помощь «Хиэй». «Самидаре» принял спасшихся с «Юдати» в 03:00, после чего догнал остальные отступившие к северу японские корабли.

В 03:00 13 ноября адмирал Ямамото отложил запланированную высадку с транспортов, которые вернулись на Шортлендские острова ожидать новых приказов. На рассвете американцы обнаружили три повреждённых японских корабля («Хиэй», «Юдати» и «Амацукадзе») и три поврежденных американских корабля недалеко от острова Саво. «Амацукадзе» был атакован американскими пикировщиками, но смог избежать дальнейших повреждений и отправился на Трук на ремонт и вернулся в строй несколькими месяцами позже. Корпус покинутого «Юдати» был затоплен «Портлендом», чья артиллерия все ещё могла действовать несмотря на тяжёлые повреждения судна. Буксир «Боболинк» весь день 13 ноября прочёсывал воды пролива Железное дно, помогая повреждённым американским кораблям, спасая американских моряков из воды и, по сообщениям, расстреливая плавающих японских моряков.

«Хиэй» был несколько раз атакован торпедоносцами с авианосца «Энтерпрайз» и бомбардировщиками B-17 из Эспириту-Санто. Абэ и его штаб перешли на «Юкикадзе» в 08:15. «Кирисима» получил приказ от Абэ взять «Хиэй» на буксир, но от этого решения отказались под угрозой атаки подводной лодки. После того, как воздушные атаки возобновились, «Хиэй» затонул к северо-западу от острова Саво, возможно с частью экипажа, поздно вечером 13 ноября.

Потери же американцев увенчал в этот же день позднее «Джуно», ставший жертвой подлодки I-26. Из экипажа крейсера в 697 человек при его затоплении спаслось более 100, они провели в открытом океане 8 дней, пока не прибыли спасательные самолёты. Спасательные самолёты подобрали десять человек, остальные за это время погибли от травм и акул. Среди погибших были пять братьев Салливан.

Из-за сложного и запутанного хода боя американцы полагали, что они потопили как минимум семь японских кораблей. Кроме того, отступление японской эскадры дало американцам повод считать, что они одержали убедительную победу. Только после войны, когда американцы изучили японские документы, результат боя стал рассматриваться как сокрушительное тактическое поражение. Общие потери США в бою составили 1439 погибшими. Японские потери оцениваются от 550 до 800 погибших.

Тем не менее, большинство историков согласны, что решение Абэ отступить превратило это тактическое поражение американцев в
их стратегическую победу, так как аэродром Хендерсон-Филд не был обстрелян и его авиация могла атаковать медленные японские транспорты при приближении к Гуадалканалу с их драгоценным грузом. Кроме того, японцы потеряли возможность выбить флот Союзников из региона, ведь даже для сравнительно богатых ресурсами США понадобилось бы некоторое время, чтобы оправиться.

Ставьте «палец вверх» и подписывайтесь на блог! Интересные материалы из истории флота выходят у нас каждый день.