Найти тему
Jenny

Искусство пастели. Часть 1

Книга, которую вы видите на картинке вверху, вышла в 2006 году. В 2012 году я сделала ряд публикаций по ней в своем Живом журнале, а сейчас решила повторить здесь, благо искусство пастели до сих пор пользуется популярностью, да к тому же так интересно сложились обстоятельства, что на обложках моих романов тоже пастели - работы современного испанского художника Висенте Ромеро Редондо. Вот эта картина скорее всего будет на обложке книги, которая выйдет в январе 2020 года - роман "Мужчины, которых мы выбираем".

-2

На этом с саморекламой я заканчиваю и возвращаюсь к технике пастели!

-3

Термин «пастель» имеет различные значения: это художественная техника, произведение, выполненное в данной технике, и, наконец, сами мелки, которыми создано художественное произведение. Пастель вместе с акварелью и гуашью занимает промежуточное положение между графикой и живописью: в технике пастели возможно создание линейного, штрихового рисунка и живописного произведения – в зависимости от способа применения пастельных мелков, которые способны одновременно давать и линию и цвет. Подобно другим графическим техникам – углю, карандашу, сангине – пастель является одновременно и краской и инструментом ее нанесения.
Так же, как и живопись, пастель обладает необычайным цветовым богатством: в настоящее время существует более полутора тысяч оттенков пастельных мелков.

 Archduchess Maria Antonia of Austria, the later Queen Marie Antoinette of France  by Joseph Ducreux (1735-1802) . 1769, pastel
Archduchess Maria Antonia of Austria, the later Queen Marie Antoinette of France by Joseph Ducreux (1735-1802) . 1769, pastel

В процессе своего развития с XV по XVIII век пастель прошла эволюцию от линейного, слегка расцвеченного рисунка к многокрасочной живописи. Характерно, что пастель эволюционировала в сторону живописи не только с точки зрения изобразительного языка, но и в технико-технологическом аспекте, используя сначала подрамник для натяжки пергамента и бумаги, а затем и типичный для масляной живописи способ работы по грунтованному холсту.

Волер, Пьер-Жак, прозванный шевалье Волер. Морской пейзаж. Пастель. ГЭ
Волер, Пьер-Жак, прозванный шевалье Волер. Морской пейзаж. Пастель. ГЭ

Пастель хороша и для пейзажа, и для натюрморта, но особенно – для портрета. Быстрота и легкость техники позволяют тонко передать малейшие эмоциональные проявления модели, точно запечатлеть изменчивые световые эффекты.

М.К. Де Ла Тур. Мадам Ферран размышляющая над Ньютоном. (1753)
М.К. Де Ла Тур. Мадам Ферран размышляющая над Ньютоном. (1753)

Хотя в технике пастели создавались и натюрморты, и пейзажи, и сюжетные композиции, преобладающим является жанр портрета.

Искусство пастели переживало и времена полного забвения, и годы необычайной популярности, когда ею восхищались зрители и воспевали поэты.

 А.Р. Менгс. Автопортрет
А.Р. Менгс. Автопортрет

Антон Рафаэль Менгс сравнил произведения, выполненные в технике пастели, с «бабочками в цветнике искусства». Удивительно разнообразная по фактуре, бархатистая и эфемерная, пастель привлекала внимание и неопытных художников и выдающихся мастеров, создавших в этой технике настоящие шедевры, соперничающие по своей выразительности и яркости с произведениями масляной живописи.

...

Статьи о пастелистах: Висенте Ромеро Редондо, Ольга Абрамова

Подписывайтесь на мой канал и читайте заметки о книгах, фильмах, живописи, реставрации и просто о жизни!