Похож на прием «интервью у персонажа». Используем в паре, сначала интервью, потом – дневник. Почему именно так?
В интервью мы задаем персонажу конкретные вопросы и многое о нем узнаем, благодаря ответам. После этого в ход идет «дневник персонажа». Прием советует Джеймс Н. Фрэй в книге «Как написать гениальный детектив». Там он рассказывает о проработке убийцы, что весьма может пригодиться для любого другого жанра.
Суть дневника в том, что персонаж словно ведет дневник и адресует вам свои мысли. Давайте рассмотрим пример. Допустим, вы задали персонажу вопрос о его детстве, записали ответ. Потом составили описание персонажа на основании интервью с ним.
Вы пишите: «Джон не любил говорить о детстве, школа давалась ему непросто. Постоянные походы к директору, натянутые отношения с одноклассниками. Друзей он не завел, т.к. все его считали странным парнем.
Потом персонаж в своем дневнике делает запись, адресуя ее вам: «Ты, автор, конечно прав. Друзей у меня не было, да и в школе я не блистал. Но ты не знаешь, почему так происходило. У меня семья была бедная, а эти зазнайки затравливали меня с первых дней. А потом избивали, мне стыдно об этом говорить, но так ты лучше поймешь, что причина была не во мне. Но, последние два года в школе сильно изменили ситуации...»
Вот так вы разговорите персонажей еще больше. История персонажа, которая происходила до действий романа. Это важно, вам станут ясны мотивы героя. Он будет глубоким, а внутренние «демоны» и сюрпризы характера помогут сделать его настоящим.
Замечу, что все это затрагивает биографию персонажа. Но писать ее в формате интервью и дневник эффективней, интересней и продуктивней.