Найти в Дзене
TankNet

Как на Т-34-76 появилась трехместная башня.

Имея несколько достоинств, в виде наклонного расположения бронеплит для повышения бронезащиты и мощного 76-мм орудия, средний танк Т-34 имел массу недостатков. Часть претензий было связано с неудовлетворительными условиями работы экипажа в башне. Касалось это и двухместной башни и плохой обзорностью из боевого отделения. О том, как советские конструкторы пытались решить эту проблему мы сегодня поговорим.

Танки Т-34 с шестигранными башнями "гайками".
Танки Т-34 с шестигранными башнями "гайками".

5 июня 1942 года И. В. Сталин подписал постановление, согласно которому необходимо было модернизировать танки Т-34. Среди пунктов улучшений значилось установка командирской башенки для улучшения обзора.

Опытный образец Т-34 с трехместной башней и комбашенкой.
Опытный образец Т-34 с трехместной башней и комбашенкой.

В виду того, что разместить комбашенку на серийных башнях Т-34 было невозможно, была спроектирована новая трехместная башня. Она выполнялась методом литья, при чем комбашенка была частью башни и отливалась одновременно с ней. Внешне, новая башня объединяла форму шестигранной башни Т-34 и башни для КВ-13. Диаметр погона был увеличен до 1420 мм. При взвешивании оказалось, что масса трехместной башни всего на 100 килограмм больше башни "гайки". Командирская башенка, как и сам командир размещалась посередине в кормовой части башни. Для ведения наблюдения имелось 5 призматических смотровых приборов.

Танк Т-43 в разрезе. Размещение командира в башне на Т-34 с трехместной башней было аналогичным.
Танк Т-43 в разрезе. Размещение командира в башне на Т-34 с трехместной башней было аналогичным.

Командир располагался в кресле в нише башни с подножками для устойчивости и щитком для защиты от выстреленных гильз. В августе модернизированный Т-34 проходил испытания. Результаты выявили ряд проблем, связанных как с условиями работы командира, так и с конструкцией и размещение комбашенки. Во время движения танка, командир часто ударялся о стенки комбашенки, а подножки оказались скользкими и неудобными. В дополнении, при попадании на свое место командиру мешал гильзоулавливатель, который надо было опускать, а затем поднимать на прежнее место. Обзорность комбашенки оказалась неудовлетворительной. В итоге, размещение командира таким образом было признано неудачным.

На виде сбоку видно как отличается новая башня от серийной.
На виде сбоку видно как отличается новая башня от серийной.

Сама идея установки командирской башенки оказалась верной и позже реализовывалась практически на всех советских танках. Данный вариант в серию не пошел, но он существенно повлиял на проект Т-34М, который позже превратился в Т-43.

Понравилась статья? Тогда подписывайся, ставь лайк и пиши комментарии. Ваша активность - лучшая благодарность автору. Также это ускоряет выход новых статей. Спасибо за внимание!

Предыдущая статья.