Многие из этнических меньшинств Лаоса сохраняют отличительные музыкальные и танцевальные традиции, которые исполняются для умиротворения духов и празднования социальных вех в жизни членов сообщества.
Сольные и групповые песни и танцы сопровождаются различными инструментами:
- струнными инструментами, начиная от щипковых тыквенных лютней и заканчивая изогнутыми бамбуковыми скрипками
- ударными инструментами различных форм и размеров, в том числе бронзовые барабаны и гонги, деревянные колокольчики, бамбуковые колотушки, колокольчики и даже песты и ступки
- духовыми инструментами, такие как вертикальные и поперечные бамбуковые флейты, деревянные трубы с одним и двумя тростниками.
Самым распространенным духовым инструментом в Лаосе является кхене, который используется не только лаосским этническим большинством, но и многими другими группами, говорящими на тайском языке.
Бронзовые барабаны имеют большое ритуальное значение во всем регионе Юго-Восточной Азии, а в Лаосе, как и в соседних Вьетнаме и Камбодже, они являются неотъемлемой частью ритуальных церемоний мон-кхмерских и лоло-бурмистских групп.
Лаосская фольклорная традиция включает в себя широкий репертуар народных танцев (fon phun muang), некоторые из которых основаны на древних анимистских ритуалах, некоторые были разработаны в ознаменование уходящих сезонов, а другие - на придворных исполнительских жанрах.
В Лаосе исполняется множество различных видов народного танца этнических меньшинств, включая танцы хсо и сап (бамбуковый столб) говорящих на языке тай кхмеров, хене и зонтичные танцы хмонгов и колокольный и барабанный танец яо.
Одним из самых популярных общественных танцев в Лаосе является знаменитый лам вонг (круговой танец). Показывая тонкие и точные движения руки, лам вонг танцуется в медленном ритме в исполнении ансамбля под руководством кене. Часто исполняемый в сопровождении традиционного лаосского стихотворения, танец для приветствия зародился в королевском дворце.
Другие важные народные танцы включают приветственный танец фон баци-су-хуань, который исполняется в сочетании с церемонией баци, изящный южный женский танец фон тангвай (исполняется в сопровождении лам тангвай), и мужской танец боевых искусств фон даб.
Известные танцы этнических меньшинств включают новогодние танцы хмонг, фон бун-кин чьенг и брачный танец хму фон пао банг.
Лаосская народная музыка, известная как лам (хап на севере), уникальный стиль пения с призывом и ответом, который черпает свои мелодии из словесных тонов, является прямым наследием до-буддийской эры духовного общения и эпического чтения.
Пение в сопровождении кхены популярно как в Лаосе, так и в Таиланде, где проживает большое этническое население Лаоса.
В традиционной лаосской музыке Терри Миллер выделяет пять факторов, которые помогли создать различные жанры ламы: анимизм (lam phi fa), буддизм (nangsue), повествование истории (lam phuen), ритуал ухаживания и соревнование мужчин и женщин, народные песни (lam glawn). Из них, lam phi fa и lam phuen, вероятно, самые старые.
Lam Pheun, одна из самых популярных разновидностей lam (khap) жанра «Призыв и ответ»), включает в себя чтение джатакских сказаний, местных легенд и историй, в то время как региональный siphandone lam отличается длинными медленными отрывками сольного чтения, которые, как считается, происходят из гораздо более раннего периода.
Современный лам (хап) наиболее известен своими шумными и часто непристойными обменами между мужчинами и женщинами.
Lam pa nyah - кокетливая игра ухаживания, в которой юноши и девушки участвуют в поэтическом диалоге, проверяя навыки друг друга, породив более театрализованную ламу лам. Традиционно это ночное представление на ярмарках, в котором мужчины и женщины исполняют отрывки стихов с импровизированным репертуаром под аккомпанемент кене.
Классический танец
Правители Лансанга (XIV век) ввели идеологию кхмерского короля-бога и использование священных придворных танцовщиц и мужчин в масках в сопровождении ансамблей гонг-химов, чтобы утвердить божественность короля и защитить его от злых влияний.
По крайней мере, к XVI веку в качестве исходного материала была заказана лаосская версия Рамаяны, известная как Фарак Фарам.
В последующие века, когда Лансанг распался на королевства Луангпхабанг, Вьентьян и Чампасак, придворный театр Сиама, также основанный на кхмерской модели, но постоянно развивающийся по своим уникальным характеристикам, стал источником художественного вдохновения для лаосских дворов, что подтверждается тесной связью стилей и репертуаров сохранившихся классических танцевальных коллективов Вьентьян и Луанг.
Стилистически современный классический танец (лакхон прарак фарам) в сопровождении ансамбля махори очень похож на своего сиамского аналога, в котором представлены как женский танец (лахон наи), так и мужской танец в маске (хон) .
Тем не менее, его источник, Фарак Фарам, содержит характерно сильные буддийские элементы, а также отличается по ряду деталей как от сиамской, так и от других юго-восточных азиатских версий эпоса Рамаяны.