Найти в Дзене
Человек и ВездеХод

А что, так можно было? Плюсы и минусы автопилота на маленькой яхте: тестирую в Балтийском море

Я уже давно хожу под парусом. Часто это гонки, регаты, путешествия, но иногда бывают и длинные перегоны, когда нужно долго идти одним курсом и не обязательно отрабатывать каждую волну, каждый порыв ветра. В подобных перегонах хорошо помогает автопилот

Этим летом я помогал ребятам из Москвы перегонять яхту из Швеции. Это небольшая лодка - Shipman 28(8.4 метра длиной), у которой нет штурвала, как и на многих небольших лодках. Управляется она румпелем, который напрямую связан с пером руля

На Балтике
На Балтике

Когда мы принимали лодку, хозяин показал нам свой автопилот. Я даже не знал, что на таких маленьких яхточках тоже можно использовать авторулевой. И это совсем не громоздкая и не дорогая конструкция

Устроен он следующим образом: небольшой прибор с встроенным GPS приемником крепится в кокпите(месте для работы экипажа) одним концом, основой. Внутри этой основы(пластикового короба) ходит металлический штырь, который закрепляется на румпель. В целом, прибор похож на амортизатор автомобиля, закрепленный горизонтально

Теперь, нажав кнопку AUTO на корпусе, авторулевой будет сохранять заданный курс. К тому же, можно управлять с помощью пульта. Это удобно, например, когда ты хочешь убрать паруса, и с бака(носовой части) можешь контролировать курс яхты

-2

Мы испытали авторулевой на этой небольшой яхте. Есть некоторые проблемы, но в целом - отличная вещь! Расскажу подробнее.

Из Стокгольма до открытого моря мы шли около пятидесяти миль по гладкой воде. Я настраивал курс и яхта спокойно шла, а в это время я мог заварить чай, сделать несколько видео и фото. Авторулевой очень удобен, особенно, когда ты один на вахте

Правда потом ветер посвежел, начались волны. Питание к прибору подводилось через штекер, который был закреплен на корме. Волны то и дело захлестывали яхту, и в какой-то момент авторулевой перестал работать. Видимо, предохранитель сгорел. Для себя я сделал вывод, что нужно делать все крепления для проводов изолированными от воды, либо использовать штекеры высокой степени защиты от влаги

Раннее утро на вахте
Раннее утро на вахте

После стоянки на острове Кокар, который находится почти посередине Балтики, мы двинулись дальше. Времени было немного, поэтому я хотел пройти разом до острова Сантио, крайнего пограничного пункта Финляндии. До туда было около двух суток пути

И в этот раз автопилот был просто незаменим. Яхта шла попутным курсом. Ветер был довольно сильный, поэтому мы поставили только один парус. На больших волнах лодка иногда рыскала, но рулевой справлялся на славу

Наш экипаж состоял из трех человек: Влада, Саши и меня. Ребята стояли на вахте вдвоем, им все-таки было повеселее. А мне автопилот облегчал работу, особенно ранним утром, часов в пять. Когда пронизывающий ветер и волны хотят заморозить тебя, можно укрыться за ветрозащитным тентом, который называют по-английски спрей-худ. Так что временами я пил горячий кофе с печеньем, сидя под тентом и размышляя о полезности автопилота на небольшой яхте

-4

Правда, когда ветер заходил сбоку, крен яхты увеличивался, автопилот иногда сбивался с курса. Конечно, были времена, когда на сильных порывах, я сам брал руль, боясь, что механизм нашего "помощника" не выдержит. Думаю, это нормально для подобных устройств

Так что, если давать общую оценку, то даже на небольшой румпельной лодке авторулевой - очень полезная штука. Особенно, когда ходишь малочисленным экипажем. Главное, обращаться с ним аккуратно, и иногда все-таки брать управление в свои руки. И еще не забывать про наблюдение, ведь рулевой идет строго по курсу, но если вахтенный вдруг заснет, то может произойти что-то неприятное

Павел Минаев

Было интересно - подписывайтесь на канал Вездеход, чтобы следить за продолжением истории, делюсь впечатлениями

По хештегу: #перегон из швеции статьи про это путешествие, присоединяйтесь!