Судьба многих великих людей оборвалась трагически. Смерть – это всегда печально, но когда она методически спланирована – это страшно…
Всеволод Эмильевич Мейрхольд, театральный режиссер, актер и педагог, яркой звездой вспыхнул на театральном небосклоне революции. 1920 году он создал Государственный театр имени Вс. Мейрхольда, ГосТиМ. Вместе с формированием своего театра, он руководил Театром Революции. Его боготворили и критиковали… Но сейчас я не буду рассказывать вам биографию Всеволода Эмильевича, вы можете ее всегда найти, сами знаете где.
Я поделюсь своими впечатлениями от спектакля «Мейерхольд» театральной компании «Открытое пространство». Я побывала на генеральном прогоне в Театре Музея Достоевского и сидела практически на сцене. Так я оказалась в гуще событий, происходящих на сцене.
Спектакль начался с игры света, громкой музыки и ...без слов.
Я уже приготовилась смотреть «немое кино», но нет. Актеры заговорили, и началась театральная фантазия о гениальном режиссере и его эпохе.
Всеволода Мейерхольда сыграл ведущий артист театра "За Черной речкой" Анатолий Журавин.
Его герой был диктатором и деспотом в работе. Он не принял школу психологического театра и создал собственную актерскую систему «биомеханика».
Сергею Гвоздеву, также актеру Театра "За Черной речкой", достались несколько ролей: следователь НКВД, завлит театра, нарком просвещения Луначарский, актер Михаил Чехов, театральный критик.
Михаил Чехов эмигрировал в 1928 году и так и не вернулся в Россию. Мейерхольд встречался с ним в Берлине в 1930 году.
В роли актрисы Зинаиды Райх, музы, супруги Мейерхольда - Алла Данишевская. Она была Примой в театре и в жизни Всеволода Эмильевича.
В 1934 году Мейерхольд поставил «Даму с камелиями» с Зинаидой Райх в главной роли. Спектакль стал роковым в жизни обоих.
В завершении спектакля мы видим сильно уставшего, раздавленного пожилого человека.
Мейерхольд был арестован по ложному обвинению, и уже не вышел из застенков НКВД.
Спустя несколько дней после этого была убита Зинаида Райх.
Спектакль окончен и я могу поделится своими впечатлениями.
Сразу отмечу великолепную игру актеров, особенно Анатолия Журавина. Он мастерски сыграл эту сложную роль, и мы увидели разного Мейерхольда. В некоторых эпизодах он был внешне очень похож на своего героя.
Актеры очень хорошо передали атмосферу отношений Зинаиды Райх и Всеволода Эмильевича.
Роман Габриа, автор постановки, мечтал о ней еще с институтских времен. Он так говорит о «своем» Мейерхольде: «Для меня Мейерхольд – личность крайне противоречивая. И в этом я вижу одну из причин острых конфликтов в его биографии. Им руководил дух новаторства, необходимость все время меняться, быть постоянно в поиске, отказываться от прежних взглядов во имя будущих открытий. Творческий путь новатора – это неизбежно путь ошибок. Это постоянный эксперимент – в том числе над самим собой. В спектакле мы используем ретроспективный ход: попробуем по-своему взглянуть на причины трагического финала».
На мой взгляд непрофессионального зрителя спектакль достоин внимания.