На биржевом уровне искусство было и остается товаром, но его товарный статус, в значительной степени секуляризованный на Западе, поскольку мир еще предстоит победить: марксизм, искусство и история искусства 71 история всего до сих пор существующего общества - это история классовой борьбы. (Карл Маркс и Фридрих Энгельс, Коммунистический манифест, 1848)
Промышленная революция не нова. Например, многие произведения искусства, созданные в эпоху Возрождения, на самом деле были изготовлены на заказ в соответствии с определенными социальными традициями и живописными форматами, что привело к тому, что они стали своего рода "вкладом в общественные отношения".
Изготовление картин в качестве торгового навыка также требовало определенного уровня социального взаимодействия и знаний за пределами студии, еще до покупки готовой продукции клиентом. Это включало подбор, подготовку и смешивание пигментов, правильное определение стоимости, веса и параметров, а также - с привлечением более крупных комиссий или в загруженных мастерских - трудоустройство помощников и учеников и надзор за их работой. Рассказ Майкла Баксандалла (р. 1933) об искусстве эпохи Возрождения не является особенно марксистским в своих акцентах, но, как показывает его подзаголовок, он описывает "социальную историю живописного стиля", в которой искусство позиционируется как специфическая материальная практика, подлежащая значительной степени договорного предопределения.
Это не означает, что у ремесленников и художников не было творческой и индивидуальной свободы действий и что их не ценили за их особые таланты. Однако, это означает, что западные концепции искусства как высокоиндивидуализированной, экспрессивной и относительно автономной деятельности имеют больше отношения к сравнительно новым концепциям художественного предпринимательства (начиная с XVIII и начала XIX века и далее), чем к тому, что было для ремесленников и художников гораздо более неустойчивым и ориентированным на клиента в предыдущие века .
Исторически сложилось так, что многие картины и скульптуры были заказаны по различным личным и гражданским причинам, что, в свою очередь, отражало новые чаяния самоназначенной религиозной, политической и торговой элиты. Рационализируя такие мотивы, Баксандаллл приводит слова одного купца, который, отвечая на вопрос о причинах своего покровительства, сказал, что это потому, что такие вещи дают ему: наибольшее удовлетворение и наибольшее удовольствие, поскольку они служат славе Бога, чести города и моему собственному почтению.
В этом случае "Baxandall" сообщает о сочетании личного удовольствия, религиозного и гражданского признания и личного раздражения. Для 72 стран, которым еще предстоит победить: марксизм, искусство и история искусства марксизма, искусствоведение - это телеология, целенаправленная деятельность, служащая конкретным политическим и экономическим интересам. Раскрытие таких интересов, степень, в которой они проявляются или скрываются посредством различных взаимодействий искусства, было одной из главных проблем социальных искусств, вдохновленных марксистскими историями.
СУПЕРСТРУКТУРА И ИНФРАСТРУКТУРА
Марксистские подходы к искусству позиционируют его как разноплановую опосредованную деятельность, в конечном счете под влиянием не только творческой деятельности художника, но и социально-экономических условий и идеологических интересов. Конкретный характер этой связи оспаривается, и чрезмерно детерминированные трактовки (искусство как "рефлекс" экономической базы) объясняются неправильным толкованием фрагментарных формулировок Маркса и Энгельса и последующими требованиями войны и революции.
Однако различные интерпретации этой связи отражают то, что Перри Андерсон описывает как более широкое и нерешенное "расхождение" в собственном письме Маркса - между силами производства, с одной стороны, и коллективной силой людей и динамикой классовой борьбы, с другой (Anderson 1984: 34). Какой бы акцент ни делался, искусство и эстетика - это социальные формы, которые существуют в контексте различных факторов производства - земли, труда и капитала (инфраструктура), а те культурные и социальные формы - системы управления, гражданская организация, ценности и культура в целом (надстройка).
Более поздние марксистские и постмарксистские теории имеют тенденцию подчеркивать взаимозависимые и взаимовыгодные отношения между этими двумя областями, но все истории марксистского искусства признают эту связь, которая объясняет материальное происхождение эстетики. Физические составляющие искусства, с одной стороны, возникают из предшествующих отношений капитала (деньги, физические ресурсы, квалифицированная рабочая сила) - инфраструктуры, а с другой - его использования, собственности и общественной значимости - помещают в надстройку. В этом смысле искусство и культура - это гибридные результаты инфраструктуры и надстройки.
Кроме того, обе эти области общественной жизни развиваются с разной скоростью, при этом надстройка (включая искусство) часто меняет мир, который еще предстоит выиграть: марксизм, искусство и история искусства 73 быстрее, чем экономическая база общества.
Например, первоначальный вариант черного квадрата Малевича, ок. 1915 г., был задуман в автократическом обществе, в котором эффективное крепостное право оставалось широко распространенным. В течение двух лет после завершения первой версии Россия стала свидетелем коммунистической революции, которая привела к коллективизации права собственности на средства производства, окончательно изменив будущее страны. Современность образа Малевича можно интерпретировать как утопическую метафору социально-экономических перемен революции и футуристических амбиций нового государства. Черный квадрат 13, Казимир Малевич, ок. 1929, 106,2 × 106,5 см (Третьяковская галерея), Куртолдский институт искусств, Лондон.
На примере Малевича, хотя искусство может быть исторически и идеологически локализуемым благодаря стилю, предмету или формату, оно является также результатом индивидуального воображения и творческой активности. Как и все остальные, художники не живут за пределами истории.
Как говорится в марксистской идиоме, "жизнь создает сознание, а не жизнь сознания" - то, как мы видим жизнь, зависит от наших конкретных воздействий или переживаний на нее. Хотя у нас может быть возможность и возможность изменить сложившуюся ситуацию, эта способность разграничена и ограничена различными способами, мы обладаем относительной автономией.