Почему художники не всегда строго придерживаются правил линейной перспективы?
Думаю, они нарушают их именно для того, чтобы изображение было более естественным и живым.
Хочу показать, что сами эти правила в большой степени условны и не совсем соответствуют реальному положению вещей.
Предыдущая статья о лукавстве принятой для рисовальщиков линейной перспективы была о том, что в ней не учитывается бинокулярное зрение человека, то есть то, что человек видит предметы двумя глазами, а не одним.
Теперь я хочу показать, что правила перспективы нарушают собственные принципы изображения пространства на плоскости.
Вот пример прямой линейной перспективы. Фронтальная перспектива комнаты. Все четыре угла сходятся в точку схода на линии горизонта, линия горизонта расположена на уровне глаз.
Вроде бы всё правильно. Если посмотреть на всё это сверху, то увидим, что зритель стоит в комнате перед ровной стеной, а справа и слева находятся ровные же стены. Это выглядит вот так:
Ясно видно, что стена комнаты напротив зрителя ближе всего находится к нему в точке прямо напротив, а в своих правой и левой частях удаляется. Соответственно, от зрителя удаляются рёбра прямоугольника, образующего комнату, углы стены с полом и потолком. А раз они явно удаляются от зрителя, значит, должны приближаться к линии горизонта и иметь общую точку схода друг с другом и со всеми параллельными им линиями. Вправо удаляются - там должна быть точка схода. Влево - то же самое. Вот и получается, что по правилам перспективного построения комнаты линии никак не могут быть прямыми. А рисунок, видимо, должен выглядеть вот так:
Конечно, эти точки схода очень далеко, и в рисунке мы, видимо, ими пренебрегаем. А может, напрасно пренебрегаем?
Попробуйте, держа эти рассуждения в уме, посмотреть на дальнюю стену комнаты, в которой вы находитесь. Если вы можете обозревать эту стену целиком, то и сами увидите, как слегка выгибается кверху угол между стеной и потолком.
Всё дело тут в том, что угол зрения человека гораздо шире, чем угол охвата камеры-обскуры, и в это поле зрения практически попадают точки схода для фронтально расположенных прямых. И на самом деле мы видимо, воспринимаем пространство примерно как широкоугольный объектив камеры. Только фото, сделанное таким объективом, искусственно "впихнуто" в узкий формат, и изображение искажается слишком сильно.
Наверное, вот такой рисунок был бы более правильным, сделанным буквально по законам линейной перспективы:
Получается, что в рисунке единственная прямая горизонтальная линия - это линия горизонта.
И не стоит забывать, что удаляющиеся от зрителя вертикальные линии тоже должны иметь свои точки схода, только они уже лежат не на линии горизонта, а над головой и под ногами зрителя.
Конечно, эти криволинейные построения в картине должны быть неявными, тонкими, незаметными. Но они могут сыграть свою роль для усиления впечатления естественности и объёмности изображения.
Видны чуть криволинейные границы потолка.
А здесь не строгие вертикали стакана и чернильницы создают впечатление, что предметы расположены слева от художника, ближе к краю поля зрения и ниже горизонта, поэтому вертикали и уходят в точку схода направо, в центр поля зрения, сближаясь книзу.
Выходит, что перспектива гораздо более сложная и неоднозначная вещь, чем нам привычно себе представлять.
Оглавление канала "Топ-топ арт" находится на моём сайте, посмотрите по ссылке. И подписывайтесь на канал!