Найти тему
Топ-топ арт

Не совсем прямая линейная перспектива

Почему художники не всегда строго придерживаются правил линейной перспективы?

Думаю, они нарушают их именно для того, чтобы изображение было более естественным и живым.

Хочу показать, что сами эти правила в большой степени условны и не совсем соответствуют реальному положению вещей.

Предыдущая статья о лукавстве принятой для рисовальщиков линейной перспективы была о том, что в ней не учитывается бинокулярное зрение человека, то есть то, что человек видит предметы двумя глазами, а не одним.

Теперь я хочу показать, что правила перспективы нарушают собственные принципы изображения пространства на плоскости.

Вот пример прямой линейной перспективы. Фронтальная перспектива комнаты. Все четыре угла сходятся в точку схода на линии горизонта, линия горизонта расположена на уровне глаз.

Фронтальная перспектива комнаты
Фронтальная перспектива комнаты

Вроде бы всё правильно. Если посмотреть на всё это сверху, то увидим, что зритель стоит в комнате перед ровной стеной, а справа и слева находятся ровные же стены. Это выглядит вот так:

Вид комнаты сверху
Вид комнаты сверху

Ясно видно, что стена комнаты напротив зрителя ближе всего находится к нему в точке прямо напротив, а в своих правой и левой частях удаляется. Соответственно, от зрителя удаляются рёбра прямоугольника, образующего комнату, углы стены с полом и потолком. А раз они явно удаляются от зрителя, значит, должны приближаться к линии горизонта и иметь общую точку схода друг с другом и со всеми параллельными им линиями. Вправо удаляются - там должна быть точка схода. Влево - то же самое. Вот и получается, что по правилам перспективного построения комнаты линии никак не могут быть прямыми. А рисунок, видимо, должен выглядеть вот так:

Фронтальная перспектива с точками схода.
Фронтальная перспектива с точками схода.

Конечно, эти точки схода очень далеко, и в рисунке мы, видимо, ими пренебрегаем. А может, напрасно пренебрегаем?

Попробуйте, держа эти рассуждения в уме, посмотреть на дальнюю стену комнаты, в которой вы находитесь. Если вы можете обозревать эту стену целиком, то и сами увидите, как слегка выгибается кверху угол между стеной и потолком.

Всё дело тут в том, что угол зрения человека гораздо шире, чем угол охвата камеры-обскуры, и в это поле зрения практически попадают точки схода для фронтально расположенных прямых. И на самом деле мы видимо, воспринимаем пространство примерно как широкоугольный объектив камеры. Только фото, сделанное таким объективом, искусственно "впихнуто" в узкий формат, и изображение искажается слишком сильно.

Наверное, вот такой рисунок был бы более правильным, сделанным буквально по законам линейной перспективы:

Картинка: дома на берегу озера, отражение, зелень.
Картинка: дома на берегу озера, отражение, зелень.

Получается, что в рисунке единственная прямая горизонтальная линия - это линия горизонта.

И не стоит забывать, что удаляющиеся от зрителя вертикальные линии тоже должны иметь свои точки схода, только они уже лежат не на линии горизонта, а над головой и под ногами зрителя.

Конечно, эти криволинейные построения в картине должны быть неявными, тонкими, незаметными. Но они могут сыграть свою роль для усиления впечатления естественности и объёмности изображения.

Видны чуть криволинейные границы потолка.

С. Ю. Жуковский. Интерьер гостиной в усадьбе Брасово. 1916. Холст, масло.
С. Ю. Жуковский. Интерьер гостиной в усадьбе Брасово. 1916. Холст, масло.

А здесь не строгие вертикали стакана и чернильницы создают впечатление, что предметы расположены слева от художника, ближе к краю поля зрения и ниже горизонта, поэтому вертикали и уходят в точку схода направо, в центр поля зрения, сближаясь книзу.

К. С. Петров-Водкин. Черёмуха в стакане, 1932, ГРМ
К. С. Петров-Водкин. Черёмуха в стакане, 1932, ГРМ

Выходит, что перспектива гораздо более сложная и неоднозначная вещь, чем нам привычно себе представлять.

Оглавление канала "Топ-топ арт" находится на моём сайте, посмотрите по ссылке. И подписывайтесь на канал!