Самый популярны вопрос, который задают читатели на моей презентации, не про будущие книги, а про электрические ATV/SxS, и это сложный вопрос, на который нельзя ответить бинарно - «скоро/не скоро».
Громкая презентация Segway полной линейки техники powersports в Милане не меняет структуру ответа. Это не тот игрок, который радикально перекроит мир. Но уже сам факт выхода на рынок компании с такими амбициями и масштабом нельзя оставить без внимания.
Если для среднего обывателя Segway ассоциируется с самокатами, это несколько ограниченное и сильно упрощенное представление о компании. Претерпев серию падений и взлетов, парни радикально расширили модельный ряд, который представляет собой любопытное многообразие, от роликовых коньков и самокатов, до специального трехколесного мотоцикла для полиции, самокаты для патрулирования и картинг. Сейчас сюда добавляется серьезная линейка техники powersports. Так почему Segway не ускоряет приход «электричества»?
Вернемся в историю вопроса. Помните, что было на рынке электромобилей до появления на нем компании Tesla (в 2003 год) и ее одиозного менеджера Илона Маска? Не вопрос, что Tesla придумана другими людьми, вопрос в том, что было до Tesla!
Вплоть до презентации первого Tesla Roadster в 2006 году на электрические машины смотрели как на недоразумение. При слове «электромобиль» в голове всплывали образы машинки для гольфа, инвалидной коляски и старости. Мировые лидеры автопрома «игрались» с электричеством не сильно пугая акционеров компаний, в тоже время ублажая «зеленых» активистов и развлекая народ на выставочных стендах футуристическими прототипами, рисуя будущее а-ля «2050 год». И тут появляется одержимый Маск.
Его заслуга не в том, что он сделал электрическую машину реальной, а что он «перешил» миру мозг философией «электрическая машина может быть красивой»! И после десятилетней комы автопрома и трех моделей Tesla, ведущие игроки рынка тоже смогли сделать электрическую машину и по-настоящему серийной и по-разному красивой.
Но! Рынку понадобился «пират» и аутсайдер Илон Макс, который «положил» на все приличия, традиции и историю, и «запили» свой автомобиль «с нуля». Есть такой потенциал у Segway?
Не вижу. Заход в сегмент powersports безусловно серьезный и их SxS спортивный гибрид Villain 1000 Sport далеко не игрушка. С такими ТТХ при гуманной цене он уже сегодня может хорошо продаваться в России. 250 Nm крутящего момента и 181 сила на гибридной установке, с длинноходной подвеской, двумя блокировками, длинной базой, полным фаршем по электронике и возможность управлять настройками со своего телефона… Это уже неплохой шаг, от традиционной SxS модели. Это парни уже «вкурили» правильную тему «впечатлений»…
На сайте http://powersports.segway.com/ висит бланк на дилерство. Не знаю, как у них в компании поджелудочная железа настроена на Россию, а так гляди, у нас в 2020 году появится новый импортер.
Но это не ускоряет эры «электрической» техники powersports. Не та компания Segway, которая может взять «за грудки» сегмент техники отдыха, и не просто «встряхнуть», а поставить с головы на ноги. И специфика ответа на вопрос «скоро/не скоро» не только в факторе «черного лебедя» и личности менеджера, который станет у руля такой компании…
Только не начинайте рассказывать «про аккумуляторы», их вес или время работы. Пожалуйста, не надо. Аккумуляторы не причем. Первые автомобили, выезжали из гаража прямо в ремонтную мастерскую. Не кататься, а прямиком на ремонт. Задумайтесь над этой философией. И она не сильно останавливала «пионеров» и они отважно двигали рынок. Сейчас «электрическая» тема тормозиться не аккумуляторами, а собственно самой индустрией. Специально.
Мировой рынок техники отдыха продает миллион единиц ATV и SxS за сезон! Никакой совет директоров не даст «добро» на масштабные инвестиции и серьезные телодвижения в электрическую модель. Рискнуть миллиардами долларов и миллионами покупателей, чтобы ускорить приход новой эры? А куда нам девать миллионы единиц существующей техники и кто вернет миллиарды инвестиций в этот хлам?
Не смешите. CEO мировых компаний не могут нормально реализовать простейшие механические решения в сегменте powersports, такие как подводные крылья и их разновидности для аквабайков или нового типа водной техники. Укоротили туннель снегохода – революция. Сняли брызговик с горника – прорыв.
До «электричества» традиционной компании с хорошим объемом продаж и устоявшейся линейкой техники, как до Юпитера. Они не то, что не станут себя подставлять под удар, они даже при желании не смогут. Их существующая корпоративная модель исключает работу в духе Илона Маска или типа, с его манерами.
Посмотрим. Ждать думаю, осталось недолго. Я про приход этого «типа» на рынок техники отдыха.