Экскаватор – одна из основных машин, предназначенных для выполнения землеройных работ. Как и любую другую сложную технику, её производят в разных вариациях, отличающихся характеристиками, в том числе и базой. Существует два основных типа экскаваторов – на колёсном и на гусеничном ходу. Перед приобретением таких машин будущий владелец должен понимать, какая из них лучше подойдёт для выполнения важных для него задач – ведь каждая из версий техники имеет собственные преимущества и недостатки.
Экскаваторы на колёсном ходу наиболее распространены в городах. Как правило, такие машины используют в коммунальном хозяйстве, при ремонте дорожного полотна, на строительных площадках и для других схожих целей. Этот вид техники имеет весомое преимущество по сравнению с гусеничными «братьями» – он может осуществлять перемещение по дорогам общего пользования без необходимости выделения дополнительных средств на транспортировку -благодаря тому, что колёсные экскаваторы оказывают минимальное давление на поверхность.
Землеройные машины такого типа способны развивать большую для строительной техники скорость – до 30 километров в час. Операторы, которые управляют этими машинами, отмечают их универсальность при выполнении таких задач, где не требуется большой мощности, вместе с необходимостью частого перемещения между различными объектами. Все вышеуказанные преимущества обеспечивают быструю и качественную работу в таких условиях.
Одной из вариаций колёсной техники этого типа стал так называемый «шагающий экскаватор», предназначенный для работы на склонах и в водоёмах. Особенность его конструкции заключается в том, что каждой его «ногой» с колесом можно управлять обособленно, за счёт чего машину можно зафиксировать в нестандартном положении.
Гусеничные экскаваторы предпочтительны для использования в условиях бездорожья – там, где необходима высокая проходимость машины и её устойчивость. Землеройная техника такого типа способна выполнять различные задачи в карьерах, на отдалённых строительных площадках и в других сложных условиях, в том числе, и при плохой погоде. Эти экскаваторы способны вырывать плотный грунт на большей глубине по сравнению с колёсными собратьями. Кроме того, их опрокидывание менее вероятно. Такого результата удалось достичь за счёт двух важных особенностей гусеничной техники – большой площади соприкосновения с поверхностью и приближенным к земле центром тяжести. Эксперты отмечают, что такие машины имеют высокую топливную эффективность.
Такой вид техники может быть оборудован гусеницами трёх различных видов – из стали, резины, а также комбинированными. Первые предназначены для эксплуатации на сложных грунтах и при плохих погодных условиях, например, зимой. Они обеспечивают наилучшую проходимость, но при этом оказывают разрушительное воздействие на поверхность. Резиновые и комбинированные гусеницы лучше использовать при работе на слабых грунтах, а также, если будет необходимо, изредка и в городских условиях. За счёт их малого, по сравнению со стальными аналогами, воздействия на земной покров, становится возможна эксплуатация гусеничных экскаваторов на склонах.
Среди недостатков гусеничной землеройной техники можно выделить их малую мобильность. Максимальная скорость этих экскаваторов не превышает 15 километров в час. Они не могут самостоятельно передвигаться по дорогам общего пользования – для этого необходимо заказывать специальный трал, который будет перевозить гусеничные машины между различными объектами. Многие пользователи такой техники утверждают, что её ремонт будет более дорогим и длительным по сравнению с землеройными машинами на колёсном ходу. Кроме того, отмечается их малая манёвренность.
Таким образом, и гусеничные, и колёсные экскаваторы имеют свои достоинства и недостатки. Они предназначены для эксплуатации в различных условиях. Если первые землеройные машины будут полезны при работе за городом, на бездорожье и в сложных метеорологических условиях, то вторые рассчитаны на использование в городах и при выполнении задач, не связанных с большой мощностью.