Жанр хоррора всегда востребован у зрителя. Одним не хватает острых ощущений в жизни, другие ищут выплеск адреналина, есть даже и те, кто сублимируют агрессию в просмотр. Но с чего всё началось? Культуролог Анастасия Дзех рассказала свою версию происходящего. Overtime.life собрал самые главные факты и делится с вами.
В основе фильма ужасов лежит «контракт» со зрителем на получение эмоций. Хоррор ближе всего к чистому кино, потому что всецело зависит от формы. В нем важнее всего не ЧТО показано, а как.
Важно кинопространство – в классическом понимании это готический особняк, отдаленная усадьба, грязный хостел. Первые фильмы ужасов были знамениты тем, что в подобном кинопространстве появлялась фигура монстра, которая становилась угрозой. Создается эффект, которые заставляет вас думать о том, что в это место точно не стоит ходить. А герои идут, несмотря на пространство, пугающее само по себе. Со временем героя или героев стали помещать в обыденные ситуации, чтобы создать мощный эффект паранойи. Вроде же нет ничего пугающего, а вам страшно. Параноидальный ужас создается за счет нагнетания обстановки, глубоких деталей. Поскольку, чтобы впечатлить зрителя, повседневное пространство должно обернуться невероятным ужасом.
Взаимодействие с другими жанрами. Вследствие отсутствия собственной формулы, хорроры заимствуют фабулу у других жанров и легко смешиваются с ними для большего увлечения зрителей. Среди них: боевик, приключение, комедия, научная фантастика, драма, а также триллер.
Раньше жажду утоляли публичные казни или сжигания ведьм. Наблюдение за подобными жестокими актами ушли из нашей культуры. Пропали яркие инфернальные эпизоды для простых людей, а потребность в них есть. Возникает напряжение, желание острых ощущений, чтобы захватывало дух, а затем возникало облегчение от результата. В первую очередь от того, что это происходит не с тобой. Именно поэтому мы и смотрим фильмы ужасов.
Релевантность – важный аспект фильмов ужасов. Ужасы должен соответствовать общечеловеческим страхам. В первую очередь – смерти, поэтому она в основе всех подобных фильмов. А затем уже нанизывается конкретика – одни боятся пауков, другие клоунов, третьи темноты. Поэтому в зависимости от ваших фобий, разные фильмы ужасов пугают вас по-разному. Если спросить вас о самых мощных фильмах ужасов в вашей жизни, многие назовут разные ленты. Болевые точки ведь у каждого свои.
Ощущение полного контроля над ситуацией важно для зрителя. Какой бы реалистичный ужастик мы не видели, есть понимание, что это не взаправду. Мы получаем сильные эмоции страха или отвращения, находясь при этом далеко. Если стало совсем не по себе, то мы можем выключить, перемотать, закрыть глаза или выйти из зала. Это возможность контролировать степень переживания. Это важно, так как наша жизнь хаотична, а почувствовать подобный контроль невероятно приятно.
Холодное оружие позволяет растянуть удовольствие. Обратите внимание, что в фильмах ужасов редко пользуются огнестрельным оружием. В основном это ножи, пилы, мачете и что-то в этом духе. Так процессе расчлененки, добивания или самого убийства сознательно растягивают для больших зрительских эмоций.
Мы все безумны. Так считает Стивен Кинг. Мол, кто-то сидит в психушке, а кто-то здорово маскирует свои проблемы. У нас у всех есть личные загоны, нездоровое любопытство, мазохистские наклонности. Смотря фильмы ужасов, мы удовлетворяем подобные потребности. С одной стороны, мы идентифицируем себя с маньяком, а с другой понимаем свою адекватность и калибруем реальность. Ведь несмотря на странные мысли или скрытую агрессию, мы так не поступаем, мы нормальные.
В 30-40 годы были популярны монстры и готика. Тогда и появились Франкенштейн, Носферату, Мумия, Человек-Волк. Студия «Universal» создала классическую плеяду монстров, которая перерождается и обновляется, а интерес к ним не проходит. «Paramount», глядя на успех конкурента, обратился к этим же персонажам. Но к концу 40-х эти герои стали заштампованными и все от них устали, даже в кроссоверах. В историях, где Дракула встречал Франкенштейна не хватало драмы.
В 50-60 годы произошло размежевание жанра. Развитие технологий позволили внедрить мистическое вмешательство. Стали создавать мутанты, призраки, духи, а также динозавры и прочие существа. Психологический хоррор также стал набирать обороты.
70-80 годы — ренессанс ужастиков, пик популярности слэшеров, успешность жанра джалло. В слэшерах главными героями были подростки, поэтому зрители, которым были примерно столько же лет, сколько протагонистам на экране, легко ассоциировали себя с ними. Тем временем в Европе появляется джалло – это итальянские ужастики. В них очень красивые девушки, которые являются жертвами и злом, одновременно. Такие фрейдистские фильмы, в которых много эстетизма и очень много крови.
90-е — время усталости от жанра ужасов. Произошло переосмысление в ироническом ключе. С одной стороны, в таких лентах герои смеются над каноническими правилами ужастиков, но при этом сами могут становится жертвами. Отсылки, шутки и цитирование других актуальных фильмов также на месте.
2000 и настоящее время — актуальны ремейки классических фильмов. Возвращение насилия в разных образах, ирония на грани фола. Съемка фильма ужасов – это вызов для режиссера, а роль в нем – серьезно испытание для актера. Ужастики продолжают нести в себе клише жанра, но без них невозможно воспроизвести привычную форму страха.
Текст: Сергей Сивопляс. Иллюстратор: Лера Осичанская