Так же интересным для исследователя является " Сказание о Словене и Русе и городе Словенске" . В этой поздней летописной легенде семнадцатого века о заселении окрестностей Новгорода племенами словен , Перун превращается в демона, поверженного в момент крещения Руси. " Больший же сын оного князя Словена Волхв бесоугодник и чародей лют в людях тогда был , и бесовскими ухищрениями мечты творя многие , и преобразуясь в образ лютого зверя коркодила, и залегал в той реке Волхове путь водный, и не поклоняющихся же ему людей пожирал, иных же утаскивал и затоплял . Сего же ради людие, тогда неаегласи , сущим богом окаянного того нарицая и Грома его, или Перуна, рекоша, русским бо языком гром перун именуется. Постави же он, окаянный чародей, нощных ради мечтаний и собирания бесовкаго градок мал на месте некоем, зовомо Перыня, иде же и кумир Перунов стояше. И баснословят о сем волхве невегласи, глаголюще, в боги сел окаяннаго претворяюще . Наше же христианское истинное слово с неложным испытанием многоиспытне извести о сем окаяннем .чародеи и Волхове , яко зле разбиен бысть и удавлен от бесов в реце Волхове и мечтаньми бесовскими окаянное тело несено бысть вверх по оной реце Волхову и извержено на берег противу волховнаго его градка, иде же ныне зовется Перыня . И со многим плачем тут от неверных погребен бысть окаянный с великою тризною поганскою , и могилу ссыпаша над ним вельми высоку, яко же обычай есть поганым . И по трех убо днех окаянного того тризнища проседесе земля и пожре мерзкое тело коркодилово, и могила его просыпася с ним купно во дно адово, иже и доныне , яко ж поведают , знак ямы той не наполнился ". В этой апокрифической истории явно направленной против языческих верований, мы видим как народная фантазия, под действием христианской традиции , поменяла Перуна с его извечным врагом Змеем-коркодилом местами, сделав самого лютым демоном. Перун в языческой традиции считался победителем змея. Он как и другие громовержцы сражался со змееподобным противником или драконом и в конце концов одерживал победу. Просто поразительно, какими мифологическими подробностями обрасла история свержения идола Перуна в Новгороде, да и другие подробности сказания можно отнести скорее к мифологическим. Автор к тому же использует для большего эффекта некотрые христианские символы, например, Христос через три дня воскресает и восходит на небо, а могила Перуна вместе с ним проваливается, через то же время, на самое дно ада. " Удавлен от бесов " очень примечательная фраза , которая говорит о том , что Перуна погубил не христианский бог , а некие " бесы ", то есть персонажи языческой мифологии. Надо отметить тот факт, что в семнадцатом веке эта легенда имела большую популярность так как до наших дней сохранилось более ста списков с различными вариантами названий.
В девятнадцатом веке П. Якушкин записал на Новгородчине легенду , согласно которой " зверь-змияка Перун " жил в Перыни , а ночами ходил в Ильмень спать с " Волховской коровницей ". После крещения " Новый город схватил змияку Перюна , да и бросил в Волхов ". Народная история является вторичной по отношению к легенде записанной христианским хронистом , но показывает что ещё в девятнадцатом веке была жива память о свержении Перуна и утверждении христианства. Однако , образ громовержца , как и образы других языческих богов претерпел сильное изменение под влиянием христианской традиции . Перун превратился в демона противного христианской вере , перейдя из разряда мифологических героев в разряд фольклорных персонажей с отрицательной репутацией.
На Украине же с низвержением идола Перуна связывают Днепровский остров Перун , на котором была змеиная пещера . Д. И. Яровицкий приводит ряд легенд увязывающих Перуна и Змея . " Когда-то, говорят, змей жил на небе и летал по всему миру ; его все боялись , а некоторые даже кланялись ему . Как узнал про то бог , что ему поклоняются , взял и отнял у него крылья , он упал в Днепр и поплыл . Идолопоклонники бежали берегом и кричали : " Перуне , Перуне , приплыви к берегу ". Он приплыл к острову , и открылась ему глубокая нора ; он там и пропал . С того времени и прозвали остров Перуном". Скорее всего все подобные легенды есть результат перенесения функций демонического противника Перуна на него самого , хотя есть сведения что громовержцы индоевропейских народов иногда сами появлялись в облике змея. Например у древних греков существовал культ Зевса Ктесия , где громовержец был представлен в виде огромного змея. Известно , что Индра преследовал своего врага Ваджрангу, превратившись в змея, а этнографические данные передают легенды в которых Перун , а позднее Илья пророк разъезжает по небу в колеснице , запряженной огненными змеями или драконами.
В некоторых областях Сербии змей причисляется к категории " чистых сил ", близких к богам и святым . Змеи представляются добрыми существами , которые вместе со святыми Ильей и Георгием ( оба святых взяли на себя некоторые функции Перуна ) побеждают злых демонов , нейтрализуя опасные последствия их вредоносных действий, рассеивают градовые тучи над полями или предотвращают засуху. В сербской песне " Змей-жених ", герой управляет небесными явлениями, тучами в частности, и превращается то в змея, то в человека. Вобщем есть над чем задуматься , а следовательно, проблема соотнесения Перуна и Змея существует.