Время Перуна прошло : " В год 6497 (989) . Крестился Владимир и вся земля Русская . И поставили в Киеве митрополита , а в Новгороде архиепископа ... И пришел в Новгород архиепископ Аким Корсунянин , и разрушил капища , идол Перуна посёк и велел тащить его к Волхову . Обвязали его верёвками , и поволокли по грязи , избивая палками . И заповедал его нигде не принимать " ( Новгородская летопись адаптированный вариант). В Киеве идол Перуна ждала похожая судьба : Перуна же повеле привязати к коневи хвосту и влещи з горы по Биричеву на Ручаи , двенадесяти мужъ пристави бити жезлиемъ ... Влекому же ему по Ручаеви къ Днепру , плакахутца его невернрнии людие , еще бо бяху не принчли святого крещенья . И привлекше , вринуша в Днепрь . И пристави Володимерь , рекъ : " аще где пристанетъ , то отреваите от берега , дондеже проидетпороги , проити охабися его " . Они же повеленое створиша . И яко пустиша , проиде сквозе порогы , изверже в Татръ на ринь ; и оттоле прослыся Перуня рень , яко до сего дни словеть " .
Летописные свидетельства о " проводах Перуна " ряд исследователей уверенно толкуют как отражение языческого обрядового действа. Идол громовержца не уничтожают, а низвергнув хоронят , отправив плыть вниз по реке , оплакивая при этом его уход. В 1937 году А. Краппе предположил , что летописное предание отражает ежегодный обряд купания Перуна в Днепре. Похожий ритуал засвидетельствован в религиозной практике многих народов мира. Этнографы до наших дней сталкиваются с многочисленными пережитками обрядов при которых предмет наделённый сакральной силой , обмывают или купают в воде с целью вызвать дождь во время засухи. Такие действия имеют весьма архаический смысл и уходят своими корнями к приемам симпатической магии засвидетельствованным у народов стоящих на самом низком уровне развития . А. М . Васильев считал что : " Сопоставление летописных сведений с большой группой обрядов , бытовавших , а частью сохранившихся доныне , у восточнославянских народов ( с привлечением западноевропейского материала ) — проводы — похороны Масленицы, Ярилы, Костромы ( Коструба) и др. — позволяет заключить, что Владимир и его приближенные в Новгороде действовали не произвольно, что ниспровержение идолов Перуна здесь было проведено в соответствии с семантикой языческих "проводных" ритуалов, языческой "проводной" обрядности , целью которых являлось "изгнание — выпроваживание " , даже " похороны" кумиров бывшего верховного государственного божества , а следовательно и самого этого бога." С другой стороны Л. С. Клейн в своей книге " Воскрешение Перуна" высказывает другую точку зрения по этому поводу . Ученый считает что " летописец не понял сути устного рассказа своих информаторов и принял описание ежегодного ( или более редкого , но всё же периодического ) ритуала "проводов Перуна" за уникальный эпизод ликвидации языческих кумиров при крещении Руси. " Как бы то ни было оба они сходятся в одном — свержение языческих идолов в Киеве и Новгороде сопровождалось религиозным обрядом " похорон или проводов Перуна". Действительно , с уничтожением идола громовержца , его история не закончилась , языческие ритуалы и представления , связанные с культом Перуна продолжали жить в народной среде ещё долгое время.
В летописных вставках более позднего времени встречаются мифологизированные истории связанные с низвержением идола Перуна. Таковым является рассказ о неком " пидьблянине" : " Рано утром пришёл пидьблянин на реку , собираясь везти в город горшки . В этот момент к берегу подплыл идол Перуна , и пидьблянин оттолкнул его шестом , говоря : " Ты , Перушице до сыта пил и ел , а теперь же плыви прочь" , и уплыло со свету нечестивое. В этой легенде показателен тот факт , что пидьблянин разговаривает с идолом Перуна как с живым существом , которое может пить и есть. Позже подобным образом русские обращались к чучелу масленицы — “ блинов объелась, обожралась" или " блинов напекла , сама все пожрала , а нам редькин хвост дала на пост, весело гуляла , песни играла , протянула до поста , гори сатана" . В обрядах связанных с праздником масленицы её чучело сжигается , чучело же Перуна отправляется плыть вниз по реке. Оба ритуала воспроизводят похоронный обычай , в одном случае через сожжение, в другом через отправление в страну мертвых при помощи водной стихии . Действительно , сходство с этнографическими материалами собранными в девятнадцатом веке , налицо . Это и топтание , разрывание , обрядового чучела или дерева , разнообразные насмешки , неприличные эротические присказки , сопровождавшие проводы ( похороны ) и одновременная скорбь и плачь по убиваемому , потопляемому или сжигаемому чучелу. В подтверждение можно привести свидетельство из Болгарии конца семнадцатого века . " История во кратце о болгарском народе словенском " ( 1792 г.) . " Александр поиде на Перуна и войску его разби и Перуна уби ... И сего Перуна болгары почитают : во время бездождия собираются юноши и девицы , избирают единого или от девиц или юношах и облачают его в мрежу аки в богряницу , и сплетут ему венец от бурьянов в образ краля Перуна и ходят по домам , играюще и спевающе часто поминающе беса того , и поливают водами и Перуна того и сами себе .... Ядят и пиют во славу Пеперуда ( Перуна ) того " . За эвгемеризмом ,которого придерживался автор , мы можем разглядеть древний архаичный обычай вызывания дождя , связанный с симпатической магией и , возможно, с утоплением. Ведь , как известно из этнографических материалов , обливание и утопление в языческих ритуалах действия часто эквивалентные и взаимозаменяемые. А по " Синопсису " ( 1674 ) народ кричал уплывающему идолу Перуна " Выдыбай , наш господару-боже , выдыбай !" Что интересно, такой же призыв содержат более поздние песни , сопровождавшие ежегодные похороны Костромы, русские крестьяне кричали : " Выдыбай, боже " , как и при проводах Перуна, что ещё раз подтверждает ритуальный характер свержения идола громовержца в Киеве и в Новгороде.
Наталья Велецкая , например , пишет , что подобные ритуализированные похоронные обряды восходят к протославянскому обычаю отправлять "посланников " в страну предков и с их культом у славян. Идол Перуна, возможно, так же был отправлен в страну предков для того чтобы он и в дальнейшем смог оказывать помощь русскому народу. По словам Велецкой , ритуалы проводов на тот свет " посланников" имели непосредственное отношение к земледелию и были связаны с аграрным календарем, а Перун в народной среде имел прямую связь с плодородием земли и урожайностью полей. Как бы там ни было, славяне не забыли громовержца и в течении всего периода двоеверия продолжали поклоняться Перуну, совершая жертвоприношения быков и устраивая совместные обрядовые трапезы. В Новгороде долгое время сохранялся обычай ритуальных боев с использованием специальных палиц посвященных Перуну . Эти ристалища проходили с огромным размахом , и когда все концы города сходились для ритуального боя , начиналось обрядовое действо обычно заканчивавшееся не только разбитыми носами, но несколькими убитыми среди горожан . Летописная история рассказывает о том , как свергнутый идол Перуна положил начало розни между концами города и ежегодным дракам с использованием обрядовых палиц : " вошел бес в ( идол ) Перуна и начал кричать : " О горе мне ! Достался немилостивым сим рукам ! " . И скинули его в Волхов. Он же, проплывая под большим мостом , бросил палицу на мост и сказал : " На этом да поминают меня Новгородцы ". Безумные деруться ею и ныне, творя утеху бесам ". На основании этой легенды , некоторые ученые считают, что регулярные драки , случавшиеся между жителями разных концов Новгорода, можно расценивать как тризну совершавшуюся по " умершему " Перуну ( драки и состязания во время поминок по " заложным " покойникам встречались у русских до середины девятнадцатого века ). Однако, можно предположить , что летописное объяснение было придумано в тот момент когда истинный смысл ритуала был забыт. Скорее всего обрядовые бои проводились и до крещения Новгорода , так как подобные, весьма архаичные ритуалы зафиксированы и у других народов и имеют древнюю языческую историю. У балканских славян были широко распространены ритуальные сражения между процессиями или дружинами участников календарных обходов, представлявших два села или разные кварталы города . Примером таких сражений могут быть македонские и сербские "русальские игры" зимой в рождественские праздники и летом в течении недели , во время церковного праздника Троицы или на следующей за ней неделе. Игры бывали столь кровопролитны, что многие участники так и не возвращались домой, погибнув в свалках , их хоронили на месте боя. Возможно, и в Новгороде, ритуальные бои были изначально связаны с культом плодородия, а погибшие в боях являлись жертвой посвященной Перуну, которую приносила община для получения богатого урожая в следующем году.
С принятием христианства ритуал не исчез и регулярно повторялся несмотря на резкое осуждение со стороны клириков церкви , что говорит о его прочной укоренённости в народной среде и давние дохристианские корни. Еще в начале шестнадцатого века Сигизмунд Герберштейн , побывавший в России , писал в своих " Записках о Московии " : " ... в определенные дни в году раздается Перунов глас, заслышав который горожане того места тотчас же сбегаются и избивают друг друга палками и кулаками, отчего возникает столь сильное смятение, что начальникам стоит больших усилий усмирить его ". Палицы же использовавшиеся во время уличных боев были сожжены , лишь в 1652 году митрополитом Никоном который прекратил таким образом " бесовское то тризнище ". Слово " тризнище " в этой фразе можно осмысливать не как поминки, а как языческий ритуал вообще, хотя вполне возможно что обряд и имел отношение к культу предков, как неотъемлемой части культа плодородия, не являясь при этом поминками Перуна.