Автор: Тающий ветер
4 апреля 1520 года, Королевство Италия, Рим.
В тишине мастерской раздавался единственный звук. Тихое-тихое, едва заметное постукивание металла о камень. Так происходит под самый конец работы, когда скульптура почти закончена, и мастер исправляет одному ему заметные огрехи на поверхности камня.
Посетитель прислонился к дверному косяку, незамеченный, и наблюдал. Мастер стоял к нему спиной, продолжая работать над скульптурой. То была молодая девушка. Она сидела, подвернув под себя ноги, и держала руки около груди так, будто сжимала что-то тонкое, почти невесомое. Но ладони были пусты.
Гость почти не дышал, больше всего боясь потревожить творца, и лишь когда тот на шаг отошел от изваяния, окликнул тихо:
- Раф!
Скульптор не вздрогнул и не обернулся. По дернувшейся щеке стало понятно, что его губы растянулись в радостную улыбку.
- Я уже тридцать семь лет Раф.
- Неужели так много?
Посетитель вышел из тени навстречу другу. Одного роста, они походили друг на друга как родные братья. Только мастер был брюнетом, а его гость носил ярко-рыжие волосы.
- Все ерунда, тезка! Я молод! Я буду молод завтра. И послезавтра, когда пойду шляться по борделям. И помру таким же молодым! – он вдруг посерьезнел. – А вот ты старик.
Гость, которого так же, как и мастера, звали Рафаэлем, рассмеялся:
- Я?! Я выпью столько вина и ублажу столько женщин, что тебе не осилить в жизни!
- Но тебя выдают глаза. В них усталость и мудрость. Скажи, Рафа, где ты шляешься все то время, что не пытаешься меня перепить?
Гость ничего не ответил и кивнул на фигуру:
- Расскажи о ней. Скульптура. Ты раньше почти не работал с камнем.
Мастер пожал плечами, но демонстрируя тем не сомнения, а какое-то странное смущение.
- Наверное, мне хотелось создать что-то особенное.
- Особенное? Раф, ты оставил после себя столько особенного, что люди будут восхищаться тобой веками.
- Знаю, Рафа, ты любишь людей, но я им не верю. Они забудут и меня, и тебя.
Он поманил друга в дальний конец мастерской. Там, на одном из столов, лежала тряпица, покрывавшая что-то длинное и узкое. Раф развернул ткань, под которой оказался стебель лилии. Каменный. Гость вздохнул и промолвил:
- Невозможно.
- Я потратил на цветок раза в три больше времени, чем на саму мадонну. Давай попробуем.
Казалось, что стебель расколется от одного прикосновения, но он выдержал. Аккуратно обхватив цветок пальцами, мастер понес его к изваянию, а потом хитрым движением вставил в сложенные ладони. Все подошло идеально. Поза девушки, поднявшей руки к груди из странной стала красивой. Она держала цветок, как младенца, слегка наклонив голову.
- Я назвал ее Мадонна Лилия.
- Раф… Она прекрасна! Ты оставишь ее здесь?
- Нет. Уберу подальше от Рима. В городе шлюх и продажных кардиналов есть место мне, но не ей.
Гость покачал головой и сказал:
- Хотя бы оставь на ней свое имя.
- Мое имя – мусор, Рафа.
- Твое имя – камень.
- Я так и сказал.
1948 год, Итальянская Республика, окрестности Урбино
- На!
Очередной удар тяжелого военного ботинка обрушился на старую дверь. Доски трещали, но пока не поддавались. С потолка сыпалась пыль.
- На!
- Стефано, да хватит уже, пошли! Там все равно ничего нет.
- Или есть! Припрятанное нацистское золотишко. Помнишь, сколько мы подняли с прошлого рейда? Не, Марио, пока страна зализывает раны, нам всегда будет, где поживиться, - он замолчал, размахнулся и ударил с особой яростью. – На!
Дверь с хлопком рухнула внутрь, обдав мародеров облаком песка. Воздух в помещении был затхлым, старым. Стефано осмотрелся, принюхался и сплюнул.
- Ни черта тут нет, Марио, ты прав!
Он прошел вглубь, раздраженно пнул разваливающийся стул, который отлетел к стене и ударился о тумбу, на которой что-то глухо покачнулось. Мужчина зажег фонарь и только тогда смог разглядеть то, что там стояло. Скульптуру молодой девушки с цветком в руке.
- Твою мать! Мы ради этого дерьма сюда ломились?!
Стефано уже подбежал и протянул руки, чтобы со злости обрушить статую на пол, но спутник удержал его.
- Стой ты, черт тебя дери. Лишь бы ломать. Дай фонарь.
- Что ты там надеешься разглядеть?
Марио не ответил, поднеся фонарь к самой фигуре и осматривая ее сантиметр за сантиметром. Внезапно он заметил крохотную надпись на одном из лепестков цветка и выдохнул:
- Стефано. Ты не представляешь, сколько мы за нее выручим.
2019 год, Соединенные Штаты Америки, Нью-Йорк
В центральном зале отдела европейской скульптуры музея Метрополитен было не протолкнуться. Предвкушая выход на импровизированную сцену директора музея, уже успела установиться тишина, но то там, то здесь слышались шепотки.
- Сенсация? Джонни, сенсация – это переход Коффилда в Метс. А сейчас происходит натуральный апокалипсис.
- Эксперты гарантируют подлинность! Да эти эксперты даже бабку мою гарантируют, если им отбашлять, сколько надо.
- Полвека в частной коллекции. И эта сволочь даже не почесалась сообщить миру.
Вдруг все окончательно умолкли. В зал вошла женщина в дорогом синем костюме, улыбнулась и начала говорить:
- Дамы и господа, я рада приветствовать вас в музее Метрополитен! Нынешнее пополнение нашей экспозиции – настоящее открытие в мире искусства. Думаю, все прекрасно понимают, что такие вещи надолго скрыть невозможно. И мне приходится торжественно объявлять о том, что все уже успели обсудить до моего прихода, - в зале раздались короткие смешки.
Итак, с восторгом представляю вам уникальную скульптуру, последнее творение Рафаэля Санти… Мадонна Лилия!
Влекомая скрытым механизмом, ткань слетела с громады, возвышавшейся в центре зала, обнажив скульптуру, преодолевшую полмира. Тишина держалась секунду или около того, а затем посетители приема разразились аплодисментами. А директор музея продолжала речь:
- Как видите, Мадонна дошла до нас практически неповрежденной. Особенно поражает то, что сохранился цветок, выполненный мастером с филигранной точностью. Именно благодаря ему удалось установить подлинность картины. Рафаэль выгравировал на лепестке лилии не только собственное имя, но и название скульптуры.
И еще одно. Руководство музея Метрополитен понимает, что, хотя Мадонна Лилия была обнаружена в США и передана музею последним владельцем, а значит находится здесь по праву, мы не можем ограничить любителей искусства в возможности увидеть последнее творение Рафаэля. В течение следующих десяти лет мы организуем международные гастроли по центральным музеям мира, чтобы Мадонну смогли лицезреть все.
2024 год, Республика Польша, Варшава
На этот раз взрыв раздался совсем рядом.
Четверо мужчин, кряхтя, стаскивали с крыльца огромный ящик, на котором выделялся уже поблекший штамп «Музей Метрополитен, Нью-Йорк».
За ними из дверей Национального музея Варшавы буквально выкатился низенький старичок, крича на ходу:
- Осторожнее! Осторожнее! Это бесценный экспонат!
Лишь один из мужчин нашел в себе силы обернуться и ответить:
- Старик, сейчас здесь единственный ценный экспонат – моя задница! И если мы не уберемся отсюда через десять минут, то весьма велик шанс, что мир её лишится!
- Заткнись, Войцех, и тащи! Чертовы музейщики. Насобирали камней, а нам носись с ними, как кот с яйцами! Что там хоть, старик?
Хранитель музея – судя по тому, как развивались события, бывший – отдышался и по-прежнему крича начал объяснять:
- Это Мадонна Лилия! Последняя скульптура Рафаэля! Единственная!!! – здесь он уже перешел на визг. – Скульптура Рафаэля!
Тот, кого назвали Войцехом, произнес нечто длинное и явно нецензурное, но его прервал новый взрыв. Хранитель резко обернулся и увидел, как над крышей поднимается облако дыма и бетонного крошева. Обрушилась задняя стена музея.
- Изверги! Безумцы! Сатанисты! – грозил хранитель небу, по которому двигались силуэты бомбардировщиков.
- Валим, Войцех, валим!
Мужчины с трудом запихнули ящик в кузов грузовика и запрыгнули туда сами.
- Стойте! Там еще сотни экспонатов! Их нельзя оставлять!
- В жопу экспонаты! Трогай!
Грузовик взревел и понесся прочь от музея так быстро, насколько позволяла нагрузка. Из кузова было видно, как следующая бомба пробила крышу музея, выбив взрывной волной стекла на всех этажах. Еще через несколько секунд здание осело, превратившись в груду обломков.
2026 год, Европейская конфедерация, Фюрстенвальде
- Мама, мама, смотри какая красота!
Девочка вырвалась из цепкой родительской ладони, отбежала и подобрала с земли причудливо изогнутый камень.
- Фу, брось, бяка!
- Ну, мам!
Она протянула камень уставшей женщине, но та отобрала его и выбросила подальше.
- Сколько раз можно говорить? Не подбирай с земли всякий мусор! Пошли!
Девочка всхлипнула, но послушно поплелась следом за мамой.
Через несколько мгновений из-за угла вышел молодой человек с длинными рыжими волосами. Он наклонился и подобрал камень, брошенный женщиной. Внимательно осмотрел и судорожно вздохнул, обнаружив на нем едва проступающую надпись: «MadonnaLilium. Raphaello».
- Что ж. Ты был прав, мой друг. Ты был прав.
Источник: http://litclubbs.ru/writers/4010-madonna-lilija.html
Ставьте пальцы вверх, делитесь ссылкой с друзьями, а также не забудьте подписаться. Это очень важно для канала.