Проблема жилья у нас в стране острая, из года в год не решается. Все посылы и обещания правительства остаются на бумаге. Но наиболее остро она стоит для военнослужащих, особенно уволенных в запас.
Более 50 лет назад молодым офицером я прибыл для прохождения военной службы на Дальний Восток. Время было тогда тревожное. После Даманских событий 1969 года число провокаций на границе с Китаем доходило до 200 в день. Задача нашей инженерной бригады спецназа была подготовка к минированию границы сверхмощными радиоуправляемыми фугасами. Мы постоянно работали в поле, а морозы в то время стояли под минус 45. Но мы были молодыми и всё переносили, а главное - гордились тем, что мы защищаем Родину от реальной угрозы нападения. Тогда все говорили так: если миллионы китайцев пойдут, то у нас патронов не хватит.
Нашу воинскую часть выбросили на новое место, в поле. Началось строительство казарм, но первую зиму жили в палатках, а у кого были семьи с детьми снимали жилье в ближайшем поселке. Мы сняли комнату 12 кв. м в деревянном доме без воды, туалета, с дровяной печкой. Вот так и жили большинство офицеров. Но мы не роптали, добросовестно служили.
Повезло конечно тем офицерам, кто закончил службу в городе и с квартирой. А большинство служили в отдаленных гарнизонах и после увольнения вынуждены переезжать в города, где десятилетия ждали в очереди квартиру.
Наверное все помнят, в какой глубокий кризис завел армию Министр Обороны А. Сердюков? Из армии под предлогом "оптимизации" было сокращено и уволено больше 250 тысяч боевых офицеров с большим опытом. Был ликвидирован институт прапорщиков и мичманов, из-за чего армия лишилась ещё 150 тысяч профессиональных военных. И уволили, не обеспечив жильём.
После Великой отечественной войны, в армии было около 20 миллионов военнослужащих, так руководство страны во главе с И.В. Сталиным растянули их увольнение на пять лет, до 1950 года. Учитывали разруху в стране, для них не было ни работы, ни жилья. Думали тогда вожди об этом.
Мой знакомый в годы беспредела А. Сердюкова ушел в запас подполковником. Отдаленный гарнизон, в котором он служил, расформировали, жилые дома отключили от воды и электричества. Семьи уволенных в запас в срочном порядке уезжали в города, где их никто не ждал. И он вот уже почти десять лет живет на съемной квартире, стоит в бесконечной очереди. Пенсия около 35 тысяч, работа охранником 12 тысяч, жена работает за 15 тысяч, а аренда жилья 20 тысяч. Дети подросли, надо поступать в ВУЗы за плату. Как выживать?
Некоторые гражданские говорят – у военных большая пенсия. Не завидуйте, Господа! Они Родину защищали, в том числе вас… Ваша судьба отличается от судьбы военных, как небо от земли. Вы живете в городе с рождения, получили квартиры еще при советах бесплатно и приватизировали, давно имеете работу, связи, родственников… История, как известно, ничему не учит. Военные нужны когда война, а когда мирное время им можно и душу плюнуть. Да, впрочем, никогда не стоит никому ничего объяснять. Тот, кто не хочет слушать не услышит и не поверит, а тот, кто верит и понимает не нуждается в объяснениях.
Вы спросите, а что делать?
Да все знают что делать: нужно государству больше строить жилья. В Советское время только в России (не только в СССР) сдавали нового жилья ежегодно в два раза больше, чем строят сейчас. У нас в стране увлеклись строительством стадионов и Дворцов спорта, роскошных визиток городов разного калибра. На них тратят сотни миллиардов рулей, а потом на их содержание сотни миллионов, поскольку они все убыточные. А народ живет в ветхом и аварийном жилье без удобств, или вообще без крыши над головой. Это похоже на пир во время чумы.
Мне повезло в жизни – моими отцами-командирами были участники Великой отечественной войны. Были они тогда еще крепкие, молодые офицеры 40 – 45 лет. И мы, молодые офицеры, как с молоком матери усваивали их заповеди. А ветераны, например, говорили: солдат должен быть одет-обут, накормлен и иметь крышу над головой. И только потом ты, командир, имеешь моральное право спрашивать с него!
Вы согласны, уважаемые читатели?
Оцените пост и подпишитесь на КАНАЛ - ПОДПИСАТЬСЯ