Начать наше сопоставление можно, проведя параллель между стихотворением Блока "Обман" из его цикла "Город" (1904) и сюжетной линией Лара-Комаровский в романе "Доктор Живаго".
В стихотворении Блока происходит страшное погубление души демоническим существом. Сомнительный пьяный старичок завлек девушку, что называется шутками и прибаутками, в пустынные улицы. Это весна, кругом ручьи, оба уже сильно навеселе и не замечают того, что сильно забрызганы:
В пустом переулке весенние воды
Бегут, бормочут, а девушка хохочет.
Пьяный красный карлик не даёт проходу,
Пляшет, брызжет воду, платье мочит.
И далее опьяневшая невинность валится в грязь, превращаясь также в демона.
В переулке у мокрого забора над телом
Спящей девушки - трясётся, бормочет голова;
Безобразный карлик занят делом:
Спускает в ручеёк башмаки: раз! два!
(...)
Как страшно! Как бездомно! Там, у забора,
Легла некрасивым мокрым комком.
Плачет, чтобы ночь протянулась не скоро -
Стыдно возвратиться с дьявольским клеймом…
(...)
В романе Пастернака "самое чистое существо на свете", Лара, став любовной жертвой адвоката Комаровского, получает некое проклятие свыше. Совпадает и описание погоды в момент падения в обоих произведениях - у Пастернака это также весенняя капель, оттепель, грязь, лужи кругом:
Погода перемогалась. «Кап-кап-кап» долбили капли по железу водосточных труб и карнизов. Крыша перестукивалась с крышею, как весною. Была оттепель.
Всю дорогу она шла, как невменяемая, и только по приходе домой поняла, что случилось. Дома все спали. Она опять впала в оцепенение и в этой рассеянности опустилась перед маминым туалетным столиком в светло-сиреневом, почти белом платье с кружевной отделкой и длинной вуали, взятыми на один вечер в мастерской, как на маскарад. Она сидела перед своим отражением в зеркале и ничего не видела. Потом положила скрещенные руки на столик и упала на них головою. Если мама узнает, она убьет ее. Убьет и покончит с собой. Как это случилось? Как могло это случиться? Теперь поздно. Надо было думать раньше. Теперь она, — как это называется, — теперь она — падшая. Она — женщина из французского романа и завтра пойдет в гимназию сидеть за одной партой с этими девочками, которые по сравнению с ней еще грудные дети. Господи, Господи, как это могло случиться! Когда-нибудь, через много-много лет, когда можно будет, Лара расскажет это Оле Деминой. Оля обнимет её за голову и разревется.
За окном лепетали капли, заговаривалась оттепель. Кто-то с улицы дубасил в ворота к соседям. Лара не поднимала головы. У нее вздрагивали плечи. Она плакала".
Судьба ее с тех пор рушится: из воплощения чистоты она станет ее противоположностью - роковой женщиной, разлучницей. Уже никогда она не сможет почувствовать себя нормальной женщиной, достойной полноценного женского счастья.
Как тут не вспомнить и Аксинью из романа "Тихий Дон", с которой произошло такое же трагическое изменение женской сути, в результате отцовского насилия...