Найти в Дзене
Sakh.online

Эколог раскритиковал «беспощадное благоустройство» японских памятников

В большие площадки для шашлычников превращаются исторические достопримечательности юга Сахалина после благоустройства, сообщил руководитель «Экологической вахты Сахалина» Дмитрий Лисицын. По мнению общественника, японские строения времен Карафуто после работ теряют свою первозданность. Журналист skr.su попытался разобраться в ситуации.

Фото Дмитрия Лисицына
Фото Дмитрия Лисицына

Фотографии благоустройства в черте села Взморье Долинского района с краткими комментариями руководитель «Экологической вахты Сахалина» Дмитрий Лисицын разместил в своем Instagram-аккаунте.

На фото, в частности, запечатлена территория около тории — ритуальных ворот, некогда обозначавших вход в храм религии синто.

«Вот что туризм животворящий делает! — написал в комментарии Дмитрий. — Полным ходом идет реконструкция одной из видных достопримечательностей юга Сахалина — японской гранитной арки-тории во Взморье. Эти ворота были установлены в 1940 году в честь 2600-летия образования Великой Японской империи, и вели они к храму Хигаси Сираура Дзиндзя. На опорных столбах ворот высечено имя человека, пожертвовавшего деньги на строительство — Ямагия Такео».

В телефонном разговоре Лисицын не без нотки горечи сообщил, что, к сожалению, не только этот объект, но и некоторые другие, сохранившиеся со времен губернаторства Карафуто, благодаря благоустройству превращаются в некий новодел, теряют свою первозданность, нарушается их восприятие.

Посмотреть публикацию в InstagramПубликация от Dmitry Lisitsyn (@lisitsyn_sakhalin) 5 Ноя 2019 в 10:59 PST

На взгляд Дмитрия, подобную картину можно видеть у села Весточка в Корсаковском районе, где масштабно взялись за приведение в цивилизованный вид подходов к ритуальной скале Лягушка, а в итоге получили что-то вроде большой площадки для шашлычников…

— Есть опасения, что в ходе благоустройства могут быть навсегда утеряны какие-то мелкие фрагменты сооружений, упавшие на землю, отдельные элементы, — сказал Лисицын. — По идее, такие работы должны проводиться в плотном контакте с компетентными экспертами в области истории этого периода. Они дадут точные рекомендации, предостерегут от рискованных, не до конца продуманных решений. Но привлекаются ли они? Большой вопрос.

Журналист skr.su обратился в областное министерство культуры с просьбой прокомментировать ситуацию. Ответ по телефону был лаконичным: работа по объектам исторического наследия пока не входит в компетенцию министерства, эта миссия возложена на государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия Сахалинской области.

В инспекции же сообщили, что вообще-то ведомство в нынешнем своем виде просуществует недолго, грядет слияние с областным минкультом. Что же касается сути вопроса, тории во Взморье, равно как и многие другие объекты, сохранившиеся с периода Карафуто, к объектам культурного наследия формально не относятся. Они не числятся в соответствующих реестрах, потому что по федеральному законодательству о включении туда объекта должен кто-то попросить — муниципалитет, общественники или просто человек. Тории во Взморье оказались никому не нужны.

Друзья, если вам понравился этот материал – подписывайтесь на наш канал, оставляйте комментарии и ставьте лайки, ведь наши ребята очень стараются рассказать вам, как можно больше самого интересного. Всем добра!