Найти тему
Дети и родители

Развитие ребенка от шести до двеннадцати месяцев

Оглавление
https://childreninfo.ru/wp-content/uploads/2018/11/Ratsion-pitaniya-rebenka-v-god-i-1-mesyats-12-1024x975.jpg
https://childreninfo.ru/wp-content/uploads/2018/11/Ratsion-pitaniya-rebenka-v-god-i-1-mesyats-12-1024x975.jpg

Функционирование организма.

Во втором полугодии ребенок растет уже не так быстро, как раньше.

Как только у малыша прорезался первый зуб - обычно это происходит на пятом-восьмом месяце, - ему помимо молока необходима и другая пища. В шесть месяцев здоровый ребенок уже способен есть не только через соску: он снимает еду губами с маленькой ложечки. И может с переменным успехом пить из чашки.

К восьмому месяцу кормление грудью нужно сократить до двух-трех раз в сутки. Дневное кормление грудью можно заменить третьим прикормом. Мы не говорим в этой главе подробно о составе прикормов и их количестве такую информацию вы должны получать у наблюдающего ребенка педиатра. Питание ребенка до года зависит от многих факторов наличия молока у матери, аллергических реакций индивидуальных особенностей развития, поэтому нет смысла сводить все к усредненным сведениям.

В девятом месяце уже не разделяйте больше грудное и искусственное вскармливание. Лактация у матерей, как правило, заканчивается к десятому месяцу. Если же молоко у вас все еще есть, то небольшое его количество в дополнение к основному питанию очень полезно для пищеварения ребенка.

Когда ребенку исполняется одиннадцать месяцев, он может, есть не только пюре, но и пищу, приготовленную небольшими кусочками. Например, предложите малышу раздавленную вилкой вареную картошку.

Когда вы поите ребенка из чашки, пусть он «помогает» вам держать ее ручку. Тем самым вы поощряете его самостоятельность.

К концу первого года жизни дети, как правило, полностью перестают получать грудное молоко. В этом возрасте они могут, есть достаточно разнообразную пищу: молочные продукты, каши, мясо, рыбу, овощи, фрукты, хлеб.

Количество молочных зубов в соответствии с возрастом можно подсчитать по следующей формуле: Х = n - 4, где Х количество зубов, n возраст ребенка (в месяцах).

Многие дети неважно себя чувствуют, когда у них прорезаются первые зубы: они теряют аппетит и часто просыпаются ночью. Если ребенок склонен к повышенному внутричерепному давлению, он может на время стать нервным и капризным. Поскольку в этот период чешутся десны, детишки могут невольно повредить слизистую оболочку рта. Следите за тем, чтобы ребенок не тянул в рот опасные предметы.

Развитие чувств.

Во втором полугодии жизни активно совершенствуются способности к зрительному восприятию. Дети все лучше и лучше фиксируют взор на предметах, даже если те двигаются достаточно быстро и в любых направлениях.

Используйте этот период для того, чтобы обогатить чувственный опыт ребенка: во время общения меняйте положение его тела, проводите разнообразные упражнения с его ручками и ножками, поглаживайте его. Речь, пение и музыка помогут вам наладить и впредь поддерживать эмоциональный контакт с малышом.

Взаимодействие с окружающим миром.

Малыш становится все более и более подвижным: в шесть-семь месяцев он ловко переворачивается со спины на живот и даже ерзает на животе, вытянув ножки. Если к шести месяцам некоторые дети могут сидеть, поддерживая себя с помощью рук, то к восьмому месяцу они уже сидят без опоры с достаточно прямой спиной. Любопытно, что, сев, ребенок часто не может самостоятельно вернуться обратно в положение лежа. Поэтому когда он устает сидеть, то криком зовет маму на помощь.

Ползать дети пытаются еще в шестимесячном возрасте. Подтягиваться вперед на руках они могут обычно к восьмому месяцу. Если поодаль ползунок замечает игрушку, то одной рукой он опирается о горизонтальную поверхность, а другой тянется к желанному предмету. К десяти месяцам ребенок ползает уже весьма активно. Позаботьтесь о его безопасности, предупреждая возможные падения с высоты.

Однако случается, что ребенок вовсе не ползает, но вовремя (в год или даже раньше) начинает ходить. Некоторые «изобретатели» умудряются передвигаться сидя, перебирая руками и ногами по полу. Что ж, мы с самого начала говорили о том, что ребенок - не механизм, он не обязан соответствовать статистике. Если ваш малыш в целом развивается нормально, то некоторые особенности в развитии можете считать именно особенностями, но никак не отклонениями.

Мышцы ног укрепляются также к десяти месяцам: ребенок может стоять на полу, сведя колени вместе.

Лучше всего учить малыша стоять и ходить босиком, потому что в обуви намного труднее сохранять равновесие.

В этот же период ребенок учится манипулировать предметами: он ощупывает игрушки, гладит их, похлопывает по ним рукой. Многие дети пытаются бросать предметы.

Помогайте малышу с помощью рук открывать разнообразие окружающих его предметов. Давайте ему игрушки которые интересно ощупывать и перебирать пальчиками. Ребенку полезно мять и рвать бумагу, крошить хлеб. Кроме того, позвольте ему играть на разных поверхностях: пусть это будет не только мягкая кроватка, но и ковер, деревянный пол, подстилка из соломки...

Захватывать предметы не всей ладошкой, а с помощью большого и указательного пальцев ребенок начинает в девять-двенадцать месяцев. В этом возрасте появляется указательный жест, формируются первые навыки самообслуживания: дети сами берут кусочки еды и отправляют их в рот, едят ложкой, некоторые подают одежду при одевании.

Действия малыша сопровождаются бурными эмоциями: в случае успеха он радуется, смеется, лепечет. А неудача вызывает слезы и неудовольствие. Теперь ему хочется не только обмениваться с вами положительными эмоциями, но и общаться на «практические» темы: подбадривайте ребенка, когда он учится оперировать предметами. После десяти месяцев ребенок начинает соотносить их между собой, например, откладывая мелкие вещи в коробочку. Немало детей пытаются копировать действия окружающих взрослых.

Взрослея, дети начинают различать «своих» и «чужих»: многие боятся незнакомцев, стараются уползти от них, при этом громко плача. В девять-двенадцать месяцев эмоциональные реакции становятся более тонкими. В зависимости от обстоятельств проявляются робость, стеснение, любопытство. Страх перед чужими людьми проявляется лишь у трети детей, но такая реакция в этом возрасте также является вполне нормальной.

Предречевое развитие.

Ребенок должен как можно больше слышать, как разговаривают взрослые, потому что это последний период предречевого развития. Хотя в это время многие дети еще не заговорили, они понимают обращенные к ним слова. Например, если мама произносит «нельзя», то ребенок замирает, смотрит на нее и перестает тянуться к опасному предмету.

Если шестимесячному малышу сказать «иди-иди» и сделать зовущий жест руками, он должен протянуть к вам ручки. Спустя еще один-два месяца разовьется ситуационное понимание обращенной речи: увеличивается количество слов, связанных в сознании ребенка с определенными обстоятельствами.

Например был эксперимент с «каменным лицом», он продемонстрировал весомость и важность эмоционального общения между родителями и детьми. В ходе эксперимента родителя просили на некоторое время придать своему лицу застывшее или отсутствующее выражение. Сначала это вызывало у младенца удивление и он попытался вызвать родительские эмоции с помощью гуления, улыбки и двигательной активности. Вскоре некоторые дети начинали хныкать, плакать, у них текли слюни, и появлялась икота. Другие малыши отворачивались, сосали палец и выглядели несчастными. Так или иначе, «эксперимент с каменным лицом» доказал важность эмоционального общения между ребенком и родителями.

Активная речь проявляется в восемь-девять месяцев: дети подражают звукам, которые слышат от взрослых. Вместе с этим лепет обогащается интонациями и достигает своего расцвета, но к десяти-двенадцати месяцам первые слоги и слова вытесняют его из речи ребенка. Иногда лепетание снова напоминает о себе в некоторых ситуациях: при общении с родителями, возне с игрушками.

Если ваш ребенок употребляет десять слов, то, скорее всего, понимает уже около пятидесяти. Такова закономерность: дети понимают гораздо больше слов, чем произносят. Каким образом определяется набор «выученных» слов? Ученые установили, что в первую очередь запоминаются слова, которые связаны с конкретными действиями взрослого и эмоциональными переживаниями. Абстрактные понятия пока еще незнакомы ребенку.

Поиграйтесь с годовалым малышом в такую игру: возьмите его на руки и ходите по комнате, останавливаясь возле разных предметов и называя их. Покажите стол, кресло, цветок, окно, мячик (при этом называя предметы).

И дети, которые начали говорить, еще не могут еще строить целые предложения. Одно слово (чаще всего это существительное) выполняет для них функцию целого предложения.