Найти тему
Классическая ГИТАРА

Музыка — это язык?

Часто говорят, что музыка — это язык, который выражает и передаёт эмоции, а хорошее исполнение должно всегда «рассказывать историю» слушателю. Но, может быть, это утверждение является лишь красивой метафорой, а музыка способна только вызывать эмоции, но не передавать их?

Параллели между языком и музыкой могут быть изучены в контексте различий между ними, а также тех свойств, которые одновременно присутствуют в других когнитивных способностях. Язык и музыка различаются во многих аспектах, и, за исключением метрической сетки (метра), все аспекты, которые они разделяют друг с другом, являются примерами более общих возможностей.

Фундаментальный вопрос: что общего у музыки с языком, что отличало бы их обоих вместе от других видов человеческой деятельности? Сосредоточение внимания на этом вопросе приводит к акценту на сходстве между языком и музыкой. Тем не менее, различия между музыкой и языком также весьма поразительны. Поэтому нам нужно также спросить:

  • Чем отличаются язык и музыка?
  • В отношении того, в чём язык и музыка схожи, действительно ли они отличаются от других видов человеческой деятельности?

Музыку и язык можно сравнить в следующих терминах:

  • У каждого нормального человека есть знание языка и музыки.
  • Все учатся языку и музыке. Нормальные взрослые прекрасно знают язык, но сильно отличаются в своих музыкальных способностях, в зависимости от обстоятельств и таланта.

Тогда важным вопросом становится: какие познавательные способности участвуют в освоении и использовании языка, и какие способности участвуют в приобретении и использовании музыкальных знаний? Какие когнитивные способности являются общими для языка и музыки, но не для других когнитивных областей?

Многие считают, что язык приобретается посредством общего обучения и способностей к социальному взаимодействию, а другие утверждают, что должна существовать богатая врожденная языковая «универсальная грамматика». Между этими двумя крайностями находятся различные виды промежуточных взглядов.

Есть мнение, что музыка имеет социальную природу, но, несмотря на это, способность различать высоту звука и оперировать звукорядами является уже достаточным для её существования. Однако, утверждения, что музыка — это следствие приспособления, поддерживаемого естественным отбором, значительно слабее, чем аналогичные утверждения по отношению к языку.

Возможности, общие для языка и музыки

Некоторые сходства между языком и музыкой могут быть легко перечислены:

  • Хотя у многих животных есть системы связи, у них нет ни языка, ни музыки в человеческом смысле.
  • И язык, и музыка связаны с произведением звука.
  • У каждой культуры есть свой вариант языка, и у каждой культуры есть местный вариант музыки. При этом различия между разными местными вариантами как музыки, так и языка весьма велики.
  • В любой культуре язык и музыка могут быть объединены в песне.

Приобретение и работа языка, а также приобретение и работа музыки требуют ряда возможностей, которые также используются другими когнитивными областями. Можно назвать семь таких возможностей, не специфичных только для музыки и языка, но требующихся для знаний и умений любого (или другого) рода:

  1. Язык и музыка требуют значительного объема памяти для хранения представлений.
  2. Язык и музыка требуют способности к синтезу, интегрировать хранимые представления в память посредством системы правил или структурных схем.
  3. Обработка и языка, и музыки включает в себя формирование ожиданий, предвидений того, что должно произойти.
  4. Для производства как языка, так и музыки требуется умение добиться свободного управления голосом. Однако, это частный случай, например, управления собственными руками, необходимого для изготовления орудий труда и их использования.
  5. Для производства как языка, так и музыки требуется способность и желание подражать другим людям и использовать их находки. Но это относится и к культуре в целом, а не только к музыке и языку.
  6. По крайней мере, некоторые люди должны иметь возможность изобретать новое. Это тоже относится к культуре в целом, а не только к музыке и языку.
  7. Способность к сотрудничеству, совместной работе.

Первые три пункта (память, комбинаторность и ожидание) возможно, в значительной степени присутствуют и у приматов. Последние три (имитация, инновации и совместные действия) обычно необходимы для всех видов культурных действий.

С использованием материалов статьи (англ.), опубликованной University of California. Продолжение следует...

Классическая гитара, путеводитель по каналу