Одной из сохраняющихся проблем в области изучения межорганизационных отношений является отсутствие общепризнанного значения терминов, обычно используемых для описания форм межорганизационных отношений, таких как: сотрудничество, взаимодействие, координация, партнерство, альянс, совместная работа.
Такие термины часто используются как взаимозаменяемые, но означают разные вещи для разных людей. Литература о партнерстве представляет собой методологическую анархию и дефиниционный хаос. Существует множество определений, и они часто отражают концепции сотрудничества как организационной формы, а не как способа управления. Отсутствие ясности в формулировках может быть полезным в некоторых ситуациях, поскольку ее весьма неоднозначный характер вызывает неоднозначное толкование и, следовательно, не исключает сразу же потенциальных заинтересованных сторон.
ЗАЧЕМ СОТРУДНИЧАТЬ?
Потребность в совместном поведении может наблюдаться как на индивидуальном, так и на организационном уровне. Многочисленные движущие силы и ключевые мотивации возникают внутри отдельных лиц и организаций, а также в результате факторов и воздействий во внешней среде. Отдельные субъекты стремятся поощрять формы кооперативного поведения по личным, профессиональным или связанным с работой причинам.
Например, многие специалисты руководствуются альтруистической мотивацией, считая, что общественные интересы или индивидуальные потребности должны находиться в центре внимания организации государственной службы. Они требуют интегрированных и скоординированных рамок планирования и предоставления услуг. Некоторые организации рассматривают возможность обмена и совместного использования ресурсов для достижения совместно согласованных целей и выгод, повышения эффективности использования ресурсов и содействия обучению и инновациям.
Другие мотивы могут быть связаны с внешними факторами. Выделяют три широкие категории мотиваций и движущих сил:
- Повышение эффективности: путем повышения качества, рентабельности и эффективности государственных услуг и обмена идеями для использования различных сфер компетенции различных учреждений.
- Повышение инклюзивности: путем повышения гражданской активности и разработки более инклюзивных и основанных на широком участии форм управления для предоставления государственных услуг; обеспечение баланса индивидуальных организационных целей и коллективных интересов для достижения общего блага;
- Достижение более четкой согласованности между предоставлением услуг и потребностями пользователей.
Совместимость и прозрачность мотивов в значительной степени влияют на характер и успех альянсов. Экономисты предлагает концепцию, в которой суммируются непредвиденные обстоятельства формирования отношений:
- необходимость, которая соответствует мандатной повестке дня;
- добровольное взаимодействие, обусловленное либо асимметричностью или контролем над другими организациями;
- взаимность, которая подчеркивает сотрудничество и координацию, а не власть и контроль;
- эффективность, особенно в отношении снижения операционных издержек;
- стабильность, для снижения экологической турбулентности и неопределенности;
- легитимность, когда организации желают улучшить свою репутацию или имидж.
Разумеется, решения о взаимодействии с другими организациями могут приниматься в связи с несколькими непредвиденными обстоятельствами, даже если один конкретный детерминант может преобладать. Наконец, мотивации могут меняться с течением времени с учетом опыта совместной работы и меняющихся условий и ожиданий.
ПОТЕРИ:
- потеря технологического превосходства, риск потери конкурентных позиций;
- потеря ресурсов - времени, денег, информации, сырья, легитимности, статуса;
- распределение расходов, связанных с провалом, таких как потеря репутации, статуса и финансового положения;
- утрата самостоятельности и способности в одностороннем порядке контролировать результаты, смещение целей, утрата контроля;
- утрата стабильности, определенности и проверенных временем технологий, чувство дислокации;
- конфликт из-за области, целей, методов;
- задержки в решении проблем координации;
- государственное вмешательство, регулирование.
ВЫГОДЫ:
- возможность учиться и адаптироваться, развивать компетенции, совместно разрабатывать новые продукты;
- прибыль от ресурсов - время, деньги, информация, сырье, легитимность, статус; разделение затрат на разработку продукции и связанные с этим риски;
- усиление влияния в сфере, способность осваивать новые рынки, конкурентное позиционирование и доступ на внешние рынки;
- способность управлять неопределенностью, решать невидимые и сложные проблемы; способность к специализации или диверсификации, способность противостоять конкурентам;
- получение взаимной поддержки, групповой синергии и гармоничных рабочих отношений;
- быстрое реагирование на меняющиеся потребности рынка, меньше задержки в использовании новых технологий;
- получение одобрения со стороны иностранных государств для участия в жизни страны
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Хотя существует множество различных определений сотрудничества, важно понимать значение, которое различные заинтересованные стороны приписывают этой форме организации. Концептуальная путаница и процессы дифференцированного формулирования часто приводят к непониманию и конфликтам в процессе сотрудничества. Определения часто различают сотрудничество как организационную форму и партнерство как форму управления. Ключевое различие заключается в том, что сотрудничество является способом организации, отличным от иерархии и рынков.
Важно понимать различные мотивы, побуждающие людей и организации к осуществлению совместных стратегий. Они варьируются от обязательных до не обязательных форм, основанных на обмене ресурсами и альтруизме. Другие мотивы указывают на повышение эффективности, повышение инклюзивности и поощрение интеграции. Очевидно, что существуют издержки и выгоды для совместных форм работы. Необходимо развеять зачастую неоспоримые преимущества совместной работы в качестве антидота для решения всех возникающих проблем.