Найти тему
Жизнь и наука

Избирательное восприятие и перцептуальная защита

Оглавление

Избирательное восприятие

Избирательное восприятие - это процесс, посредством которого мы систематически отсеиваем информацию, которую не хотим слышать, фокусируясь на более существенной информации. Серьезность здесь, очевидно, зависит от нашего собственного опыта, потребностей и ориентации. Описанный выше пример исследования менеджеров "Дирборн" и "Саймон" дает прекрасное представление об избирательном восприятии.

pixabay.com/ru/illustrations/мозг-волны-осознание-сопереживать-4372151/
pixabay.com/ru/illustrations/мозг-волны-осознание-сопереживать-4372151/

Руководители производства сосредоточились на производственных проблемах, исключая другие проблемы. Бухгалтера, специалисты по персоналу и менеджеры по продажам также были эксклюзивными. Каждый считал свою специальность более важной в компании, чем другие специальности. Другой пример избирательного восприятия в группах и организациях приводит компания "Шахтер".

Шахтер подводит итоги серии экспериментов с группами, соревнующимися в упражнениях по решению проблем. В соответствии с этим группы, как правило, оценивают свои собственные решения лучше, чем решения, предложенные другими. Такие результаты похожи на синдром, обнаруженный во многих исследовательских организациях.

Ученые часто склонны рассматривать идеи или продукты, происходящие за пределами их организации или отдела, как низшие и оценивать других исследователей как менее компетентных и творческих, чем они сами. Это часто называют синдромом "не-изобретенного Хереса". Аналогичные модели поведения можно обнаружить среди менеджеров, работников сферы услуг и секретарей.

Перцептуальная защита

Последним барьером на пути социального восприятия является перцептивная защита. Концептуальная защита основана на трех взаимосвязанных принципах:

1. Эмоционально тревожные или угрожающие стимулы имеют более высокий порог распознавания, чем нейтральные стимулы.

2. Такие стимулы, скорее всего, вызовут замещающие восприятия, которые радикально меняются, чтобы предотвратить распознавание представленных стимулов.

3. Эти критические стимулы вызывают эмоциональные реакции, даже если они не распознаются.

Другими словами, через перцептивную защиту мы склонны искажать или игнорировать информацию, которая является либо личной угрозой, либо неприемлемой с культурной точки зрения. Поскольку эмоционально тревожные стимулы имеют более высокий порог распознавания, вероятность того, что люди будут полностью противостоять этой угрозе или признавать ее, ниже. Вместо этого, они могут видеть совершенно иные или даже ошибочные, более безопасные стимулы.

Тем не менее, наличие критического стимула часто приводит к обострению эмоций, несмотря на отсутствие признания. Например, предположим, что в ходе переговоров по контракту для сборочного предприятия просочились слухи, что из-за снижения прибыли завод может быть вынужден закрыться навсегда. Тревожные работники могут проигнорировать это сообщение и вместо этого поверить, что руководство компании только начинает ложные слухи, чтобы увеличить свои рычаги влияния во время переговоров о зарплате.

Даже если претензии работников на кредитное плечо воспринимаются как правда, можно ожидать сильной эмоциональной реакции на компанию. Одним из последствий перцептивной защиты является спасение нас от прямых столкновений с событиями, с которыми мы либо не хотим иметь дело, либо можем оказаться неспособными справиться. Мы рассеиваем наши эмоции, направляя наше внимание на другие (замещающие) объекты, и надеемся, что изначальное событие, которое нас тревожило, в конце концов исчезнет.

Перцептивная защита особенно выражена тогда, когда люди оказываются в ситуации, противоречащей их устоявшимся убеждениям и взглядам. В классическом исследовании перцептивной обороны среди студентов колледжей, Хайре и Грунес представили студентам описания рабочих фабрики. В эти описания было включено слово "интеллигентный". Поскольку это слово противоречило представлениям студентов о рабочих на фабрике, они решили отвергнуть это описание, воспользовавшись защитой от восприятия.

Можно выделить четыре таких защитных механизма:

1. Отрицание. Некоторые из подопытных отрицали существование разведывательных данных у рабочих фабрики.

2. Изменения и искажения. Это была одна из наиболее частых форм защиты.

Модель состояла в том, чтобы объяснить конфликт восприятия, объединив интеллект с некоторыми другими характеристиками, например, "Он умен, но не обладает инициативой подняться выше своей группы".

pixabay.com/ru/photos/ограда-забор-металл-проволока-690503/
pixabay.com/ru/photos/ограда-забор-металл-проволока-690503/

3. Изменения в восприятии. Многие студенты изменили свое восприятие рабочего из-за особенностей интеллекта. Большая часть изменений, однако, была очень тонкой, например, "шутки про трещины" стали "остроумными".

4. Признание, но отказ от изменений. Очень немногие студенты четко осознавали конфликт между их восприятием работника и характеристикой, с которой они столкнулись. Например, один из участников сказал: "Кажется, что эта черта конфликтующая... большинство рабочих, о которых я слышал, не слишком умны".

Перцептивная защита усложняет любую ситуацию, в которой конфликт, скорее всего, будет присутствовать. Это создает слепые зоны, заставляя нас не слышать и видеть события такими, какие они есть на самом деле. Задача руководителей состоит в том, чтобы уменьшить или свести к минимуму восприятие угрозы в той или иной ситуации, с тем чтобы эти средства защиты не задействовались незамедлительно. Это может быть достигнуто путем убеждения людей в том, что важные для них вещи не будут подделаны, или путем акцентирования положительных моментов.