Не было, наверно, среди отечественных актёров фигуры более сложной и неоднозначной, чем Олег Даль. Гениальный, нервный, резкий, добрый, язвительный... - и очень ранимый. Зрители обожали его и шли в кино "на Даля", режиссёры ненавидели с ним работать, несмотря на то, что участие Даля в фильме автоматически гарантировала его успех.
Ему "посчастливилось" родиться за месяц до начала войны, 25 мая 1941 года, в подмосковном Люблине. Семья была далека от кинематографа, отец будущего артиста, Иван Зиновьевич Жерко, был инженером на Люблинском литейно-механическом заводе, а мать Прасковья (Павла) Петровна работала учительницей. Кстати, псевдоним "Даль" придумал именно Иван Зиновьевич, под такой звучной фамилией он писал статьи в газету "Гудок". Ну, а позже официально вписал её в паспорт.
В школьные годы Олег, как и большинство мальчишек тех (да и не только тех) лет, мечтал о какой-нибудь героической профессии - военного, полярника, летчика-испытателя... Но полуголодное военное детство дало о себе знать - однажды после школьной тренировки по баскетболу он почувствовал себя плохо. Врачи высказались однозначно - слабое сердце, противопоказаны физические нагрузки. С мечтами о "героическом" будущем пришлось расстаться. Взамен пришло увлечение русской литературой, а особенно - Лермонтовым. Пройдут годы и Олег Даль осуществит свою юношескую мечту - сыграет Печорина.
Родители от намерения сына поступать в театральное училище в восторг не пришли, но парень был упрям, очень упрям. На вступительных он прочитал два очень разнохарактерных произведения - монолог Ноздрёва и отрывок из обожаемого им "Мцыри" - и совершенно очаровал приёмную комиссию. Его приняли в Высшее театральное училище им. М.С.Щепкина. (Кстати, еще студентом он стал ведущим первых выпусков КВН на телевидении.)
Его дебют в кино состоялся тоже в студенческие годы. В 1962 году он, вместе с Андреем Мироновым и Александром Збруевым сыграл в фильме А.Зархи "Мой младший брат".
Фильм имел успех, не в последнюю очередь - из-за прекрасных молодых актёров.
После окончания театрального училища Даль был сразу принят в знаменитый "Современник". Но... как говорят, счастливая полоса в его жизни на этом закончилась. Ролей не было - в театре несколько лет он почти не выходил на сцену. Довольно скоропалительный брак с актрисой Ниной Дорошиной со скандалом распался практически на свадьбе - Нина любила Олега Ефремова, что тот и не преминул продемонстрировать. Да и в кино интересных ролей как-то не было. Именно в эти годы Олег Даль начал пить.
Он был не просто талантлив - он еще и болезненно чувствовал малейшую фальшь - сценариста, режиссёра, актёров... Чувствовал и не мог - да и не хотел! - мириться. Немногие режиссёры рисковали связываться с неудобным и "колючим" актёром. Он слыл человеком талантливым и очень остроумным, но совершенно невыносимым.
1967 год принёс Далю роль, которую многие помнят и любят до сих пор - роль Жени Колышкина в фильме "Женя, Женечка и "катюша" режиссёра В.Мотыля. Сценарий к фильму написал Булат Окуджава.
Интересно, что в том же, 1967, году, Олег Даль сыграл еще в одном военном фильме - "Хроника пикирующего бомбардировщика". И снова его героя звали Евгением, Женей.
"Своего" режиссёра Даль нашел в 1970 году, причем совершенно случайно. Григорий Козинцев, готовясь снимать "Короля Лира", внезапно остался без исполнителя роли Шута. Он планировал пригласить на эту роль Алису Фрейндлих, но актриса к моменту съёмок оказалась глубоко беременной и сыграть шута никак не могла. Тогда Козинцев решился пригласить на эту роль Олега Даля. Его отговаривали - Даль к этому моменту был уже запойно пьющим человеком, а Козинцев на дух не выносил пьянства. К счастью, посмотрев пробы Олега Даля, Козинцев решился рискнуть.
И даже когда Даль, напившись, срывал съёмки, Козинцев прощал ему без скандалов и нравоучений, говоря: "Мне его жалко, он не жилец". Казалось, Козинцев оберегает своего Актёра как редкий и хрупкий музыкальный инструмент. День смерти Козинцева стал для Олега Даля поистине черным.
Даль метался по театрам, не находя возможности реализации, уходил из "Современника" и снова возвращался. По свидетельству знавших его, актёр жил, сжигая себя.
Его необычная внешность хорошо подходила для сказок - и его часто приглашали в подобные проекты. "Солдат и царица", "Старая, старая сказка", "Тень"... Это был интересный опыт, но после третьего подряд фильма, "Тени" по пьесе Е.Шварца, в которой Олег Даль сыграл сразу две роли, - доброго Ученого и его бездушной Тени, актер стал отказываться от подобных предложений. Ему это было уже не интересно.
Характер Олега Даля становится всё тяжелее. На съёмках фильма "Земля Санникова" режиссёры А.Мкртчян и Л.Попов даже внесли правку в сценарий, "убив" героя Олега Даля гораздо раньше, чем это изначально планировалось - лишь бы больше не иметь с ним дела на съёмочной площадке.
В 1970 году Олег Даль нашел, наконец, "свою" женщину - Елизавету Эйхенбаум, внучку выдающегося литературного критика, работавшую у Козинцева монтажницей. Их совместная жизнь была "мучительно счастливой" и длилась до самой смерти актёра.
В эти годы были сняты фильмы, который сам Олег Даль вспоминал с удовольствием "Плохой хороший человек", "Звезда пленительного счастья", "Не может быть!". А в 1975 году Даль снялся в главной роли в пятисерийном военно-приключенческом фильме "Вариант Омега".
"Вариант Омега", который в народе немедленно прозвали "Вариант Олега" еще прибавил Далю народной любви.
Несколько лет он прожил в Ленинграде, работая в театре им. Ленинского Комсомола. Его соседом был прекрасный ленинградский прозаик Виктор Конецкий. Тем, кто интересуется жизнью и творчеством Олега Даля очень рекомендую прочитать рассказ Конецкого "Артист". С большой любовью написано.
На съёмках фильма "Плохой хороший человек" Даль познакомился с Владимиром Высоцким. Близкими друзьями они не стали, но безграничное уважение чувствовали друг к другу всю жизнь. Жена Высоцкого, Марина Влади, доставала и привозила из Парижа обоим только что появившееся средство от алкоголизма "Эспераль".
Смерть Высоцкого подкосила Олега Даля. На похоронах он мрачно сказал "Я - следующий". Так и произошло. 3 марта 1981 года, на пробах к новому фильму в Киеве, Олег Даль умер. Есть часто повторяющаяся версия, что убила его бутылка водки, выпитая, несмотря на вшитую ампулу. Но доказательств этой теории нет никаких и против неё всегда решительно выступала вдова актера. И в этом вопросе, как мне кажется, ей можно верить. Просто у Олега остановилось, не выдержав нагрузок, и без того слабое сердце.
А закончить мне хочется стихами Елизаветы Даль, вдовы замечательного и так рано ушедшего актёра. Она написала их Виктору Конецкому, бывшему их соседом, другом и свидетелем их счастья.
«Осиротевший наш родной сосед! Я помню, как в твою незапертую дверь он приходил на ваш мужской совет. Душа его бывает и теперь с тобой. Открыта ей к тебе дорога. Ты передай, что я люблю его, как души любят Бога.
Найди слова — я их теперь не знаю, всегда любившая его как женщина земная».
********************************************
Чтобы помнили. Татьяна Пельтцер