Дочь друга – революционера Сергея Аллилуева Надя, Наденька, Надежда, предназначена ему судьбой, так решил однажды Сталин…
Ведь это он, Сталин, когда-то в Баку спас её. Она играла на набережной и упала в воду. Он был рядом и одним движением выхватил её из воды.
«Для себя выхватил? Надя хорошенькая, умненькая девочка. И вообще – молодая, прекрасная. Дочь честного большевика Сергея Аллилуева, ничем не испорченная. Нетронутая… Не прошедшая этих вонючих царских тюрем, не размокшая в ссылках. Чистая, невинная Надя. Крестница Авеля Енукидзе – не последнего человека в большевицких кругах. Кого еще искать? Жена Сталина – дочь Аллилуева. Она вполне достойна Кремля.
Наступит его время. Его ждут великие дела. Не сразу, не вдруг, но он будет первым в России. Точно выбранная женщина рядом – половина успеха. Надя чистый лист… Он напишет на этом листе всё, что нужно ему. «И будешь ты царицей мира! ...»
Так Сталин принял решение, и Надя стала его фактической женой. Ему тридцать девять, ей только исполнилось 17. Их брак не был сразу зарегистрирован. Регистрация брака не имела значения для большевиков, в том числе руководящих. Это объявлялось мещанством, обывательщиной, пережитками буржуазности.
Медовые месяцы Нади, недоучившейся гимназистки, обагрены кровью. Даже для неё, искренней большевички так непохожи:домашний большевизм и жестокая реальность лета 1918 в Царицыне …
Вернувшись из «медового похода» в Кремль, Надежда Аллилуева начинает работать секретарём Ленина. Она оказывается неутомимым, прекрасным, исполнительным работником. Ленин доверяет ей самые секретные материалы.
Надежде с её амбициозным, независимым характером начинает льстить, что ей девчонке, доверяют тайны, которые не должны быть известны Сталину. Она ощущает свою самостоятельность, отдельность от мужа. Надежда Аллилуева чувствует, что Ленин и Крупская, с их дореволюционным воспитанием, безусловно ближе ей, чем грубый, резкий, беспощадный супруг.
Волею судьбы двадцатидвухлетняя Надежда оказывается внутри конфликта Ленин – Сталин – Крупская. Волею судьбы она знает о своём муже такое, чего не знает никто: «Скоро, очень скоро вся ВЛАСТЬ будет в его руках. ВСЯ! Исполнительная и законодательная».
Она одной из первых узнаёт о «Завещании Ленина», в котором он так точно, так беспощадно характеризует Сталина. И она вынуждена признаться самой себе, что Ленин прав: Сталин груб, резок, часто несправедлив. И к ней тоже. Она молода, ей хочется веселиться, учиться – жить! Тут в кремлёвской клетке, она, как затворница. Под охраной, как в «тюрьме со всеми удобствами».
Сталин так же крайне разочарован. Всё сделал для Нади: вопреки своим принципам терпит нянек и кухарок в доме, лишь бы ей было удобно. Каждое её желание – закон. Дом на широкую ногу, еда – на заказ. Любой театр или кино – пожалуйста. А у неё – истерики.
Далеко позади остались слабые, тёплые воспоминания о Екатерине Сванидзе. Первой жене – символе верности, терпения, послушания слившимся с природным аристократизмом черт лица, фигуры, манер поведения. Грузины быть может, как никакой другой народ на свете, долго хранят в памяти черты умерших людей. Вот слова Сталина, сказанные о своей первой жене: «Это существо смягчало моё каменное сердце; она умерла - и вместе с ней последние тёплые чувства к людям».
Екатерина Сванидзе умерла от тяжёлой болезни. Остался малолетний сын Яков.
Сталин всё чаще вспоминает Екатерину, и жалеет о браке с Аллилуевой. Между тем Надежда Аллилуева после смерти Ленина, не имея никакого образования, кроме шести классов гимназии и секретарских навыков, приобретённых в ленинской канцелярии идёт работать в журнал «Революция и культура». Ей всё равно, она готова делать любую работу, лишь бы не сидеть в кремлёвских стенах с детьми и по ночам в застольях с мужем.
В доме живёт сын Сталина от первой жены Яков. Надежде Сергеевне это не мешает, он уже большой. Ей нравятся большие дети, с маленькими она не находит общего языка. Со своими малышами Светланой и Василием – очень строга. Сталин же, напротив – очень мягок. Споры о том, как воспитывать детей чаще всего перерастают в ссоры. Иногда Надежда срывается и вместе с детьми убегает к родителям, Сталин возвращает её назад. Выхода нет – жизнь летит по заведённому механизму кремлёвского быта.
Надежда Сергеевна оставляет журнал «Революция и культура», идёт учиться в Промакадемию. Хочет стать специалистом по химическим волокнам. Ей всё интересно вне стен Кремля, даже трудности в учении по-своему легки. Она старается скрывать в Академии, кто она такая, к зданию на «форде» не подъезжает, останавливает машину за квартал, идёт пешком, требуя от охраны не маячить слишком близко. Явно, очень хочет верить в то, что никто не знает чья она жена.
Зачем ей эта иллюзия? Ей стыдно, чья она жена?...
Аллилуева умом и сердцем всё больше и больше уходит в сторону противников своего мужа. Она умеет быть в хороших отношениях со сталинскими врагами, и чем дальше, тем больше. Всё это Сталину решительно не нравилось. И вообще его характеру претили самостоятельные женщины.
Но тем, не менее именно Аллилуева уже второй десяток лет – женщина Кремля из верхнего «эшелона» ВЛАСТИ. Именно ОНА- жена Сталина. И этим всё сказано.
Однако, всё ли?
1932 год. 7 ноября. Пятнадцатая годовщина со дня Октябрьской социалистической революции.Сначала парад, потом праздничная демонстрация трудящихся. Сталин со своим правительством на трибуне Мавзолея. Надежда Аллилуева в первом ряду под знаменем в колонне Промакадемии. Со слов очевидцев: «Она улыбалась и смеялась …, смотрела в сторону Мавзолея, махала рукой, её белое, мраморное лицо было прекрасно. Взмах руки царственен. Она была вся … лучезарная». Под крики здравицы товарищу Сталину, его жена, Надежда Сергеевна, прошла Красную площадь, свернула, оторвавшись от своих спутников, в хорошо знакомые ей Спасские ворота и в сопровождении охраны, стала на нижние трибуны, на приготовленное ей место, среди ответственных лиц, их жён и зарубежных гостей праздника.
На следующий день после вечеринки для узкого кремлёвского круга в квартире Ворошилова, она вернулась одна, гораздо раньше Сталина.
А утром 9 ноября экономка нашла Аллилуеву на полу возле кровати в луже крови. Рядом - маленький пистолет «вальтер», привезённый ей когда - то братом в подарок.
И чем дальше уходит время, тем всё запутаннее и непонятнее остаётся клубок противоречий «Сталин и Аллилуева», приведший к трагическому концу Надежды Аллилуевой - жены Сталина- первой леди королевства, некоронованной царицы советского типа: без короны, но с царскими возможностями.
В воспоминаниях дочери Светланы Аллилуевой есть строки, описывающие отношение матери Надежды к её браку со Сталиным. «Она никогда не могла внутренне согласиться с маминым браком, всегда считала её глубоко несчастной, а её самоубийство – результатом «всей этой глупости».