Автор Ксавье Арагай
⌚ 5мин
Уже много лет мы начинаем пытаться реагировать на окружающую среду, которая движется быстрее с каждым днем. Мы читаем книги, посещаем конференции, проводим бесчисленные учебные курсы. Мы проводим много часов в долгих собраниях управленческой команды или команды инноваций, мы обсуждаем инновации на многих собраниях преподавателей. Мы реализовали много инновационных инициатив в нашей школе или университете. У нас даже есть директор по образовательным инновациям. Мы инвестировали в технологии и, возможно, в новую мебель или в изменение физического пространства. И все же у нас есть ощущение, что это не то, чего мы хотим, что мы все еще очень далеки от достижения поворотного момента для перемен.
Мы даже физически и психологически устали, напряжены, в точке насыщения. Если это будет продолжаться долго, сможем ли мы это осуществить? Но, прежде всего, приведет ли нас этот путь туда, куда мы хотим идти? Может ли быть много шума и суеты, но ничего существенного или реальных изменений так и не произойдет?
Они говорят нам, что мы живем в «среде VUCA» (изменчивой, неопределенной, сложной и неоднозначной) и что мы должны были реагировать на это. Но что, если это только началось? Профессор Юваль Ной Харари в своей последней книге «21 урок для 21-го века» объясняет, что мы входим в среду UTRU (Беспрецедентная трансформация и радикальные неопределенности), что означает, что мы уже находимся в мире, который движется к беспрецедентным и радикально неопределенным трансформациям , У нас новая, другая, разрушительная среда, которая ведет нас к неопределенному и совершенно другому будущему. Как говорит мой друг и коллега Луис Тарин: «Будущее - это не то, что придет, оно происходит сейчас, и мы можем извлечь из него уроки».
Я рекомендую прочесть книгу Харари (особенно главу 19, в которой автор размышляет об образовании), а также две его предыдущие работы, Homo Sapiens и Homo Deus. Однако мне не хватает места в этом посте, чтобы объяснить причины и глубину изменений, которые излагает его книга, и которые, безусловно, мы будем жить. Я считаю особенно актуальными достижения в области биотехнологии, информационных технологий и искусственного интеллекта, основанные на алгоритмах, которые создают самообучающиеся машины и способны анализировать астрономические объемы данных в реальном времени в глобализированном мире; мы находимся в мире, полном возможностей и проблем (или опасностей, как некоторые видят) со все более размытыми границами между физическим миром и виртуальным миром.
Если мы пойдем от того, чтобы рассматривать наш мир как VUCA, видеть его как UTRU, и если мы убедим себя в том, что образование станет, без всякого сомнения, сектором нашего общества, который наиболее изменится в ближайшие годы, мы согласимся с тем, что мы не сможем продолжать повторять или увеличивать то, что мы сделали до сих пор в нашей школе или университете для улучшения образования. Это было бы неустойчиво, и, кроме того, это, вероятно, не приведет нас туда, куда мы мечтали идти. Мы можем сделать технологическое сравнение, чтобы объяснить это лучше: мы не сталкиваемся с проблемой новых и лучших приложений (педагогические инновации) и даже не сталкиваемся с необходимостью новых адаптаций и обновлений (электронное обучение, ИКТ). Нет, это совершенно новая операционная система ОС, новая парадигма образования.
В августе этого года я впервые стал дедушкой. Это приятный жизненный опыт. Через несколько лет моя внучка пойдет в школу и, если захочет, вероятно, закончит университет после 2040 года (если университет продолжит существовать, как мы его знаем сегодня), и ей исполнится 30 лет около 2050 года. Каков будет ее мир к тому времени?
Очевидно, что никто не знает наверняка, но мы уже интуитивно знаем, что простой передачи знаний или даже практического обучения навыкам в основном групповом обучении будет недостаточно, чтобы помочь моей внучке. Нам нужно, чтобы она и ее одноклассники глубоко знали друг друга, чтобы они узнали, как учиться, и, следовательно, они привыкли учиться на постоянной основе, чтобы они знали и усваивали интеллект, который они имеют, и выражали его сильно, и понимали, что они могут внести свой вклад в этот мир.
Нам нужно, чтобы они были уравновешенными, творческими, инициативными, целеустремленными, компетентными, привыкшими к фокусированию и совместному решению сложных и междисциплинарных проблем. Они должны включать изменения как единственную постоянную вещь в своей жизни и усвоить, что постоянное переосмысление станет их средой обитания.
Вот почему мы должны измениться сейчас и перейти к новому этапу. Отход от активистских инноваций (делая инновации осторожно, безусловно, было полезно для нас до сих пор и многому нас научило) к глубокой трансформации образования (смена парадигмы). Этот процесс продлится несколько лет, и поэтому мы должны иметь среднесрочную и долгосрочную перспективу. Это смена фазы, которую мы должны начать как можно скорее. Мы должны остановиться, визуализировать и установить точку прибытия. Где мы хотим, чтобы наша школа или преподаватели были через пять лет? С какой внутренней культурой, с какой организацией, с какими ролями и пространствами? Какие разрушительные методики и механизмы обучения мы будем внедрять? Как нам создать историю перемен и подготовить сильную коалицию, чтобы противостоять этой гораздо более глубокой разнице, чем мы делали до сих пор? И самый важный вопрос: каких студентов мы хотим развивать в этом постоянно меняющемся мире?
————
В последнее время многие говорили команде Reimagine Education Lab, что они испытали чувство, описанное в начале этого поста. Они дезориентированы, устали, потерялись в настоящий момент и попросили нас помочь сфокусироваться на этом новом этапе глубоких преобразований, о котором мы говорим. Мы делаем это; мы строим это вместе, основываясь на нашей собственной методологии RIEDUSIS.
Мы работаем над созданием более углубленной фазы, в большей степени соответствующей обучающим экосистемам, которые мы хотим развивать, чтобы студенты могли расти, взрослеть и следовать своим жизненным проектам в соответствии с тем временем, в которое они будут жить. Мы продвигаемся вперед с радостью и усилиями.
----
Ксавье Арагай является экспертом по трансформации образования и международным консультантом по институциональным и лидерским изменениям. Он специализируется на сдвиге в образовании через сопровождение прорывных инновационных процессов с помощью собственной, оригинальной и проверенной методологии. В настоящее время он возглавляет Reimagine Education Lab, команду, которая стремится сопровождать, продвигать и применять на практике процессы и опыт прорывных инноваций в образовательных учреждениях.