Дети младшего возраста, которые принуждаются своими сверстниками, могут не иметь тех же социальных последствий, что и дети старшего возраста, принуждаемые к вступлению в брак.
Но требует ли социальное доминирование негативных и, в конечном счете, неадаптивных моделей поведения? Если доминирующие индивидуумы по определению конкурентоспособны, агрессивны и враждебны, то ответ, похоже, да.
Но если социальное доминирование основано на дифференцированной способности приобретать ресурсы в социальной группе, независимо от того, какими средствами это делается, то ответ может быть отрицательным.
Прежде чем рассматривать способы соперничества детей, полезно изучить, какие ресурсы важны в раннем детстве.
За что конкурируют дети?
В общем, ресурсы - это все, что угодно, кроме человека, необходимое для выживания, роста и развития.
Хотя никто не станет отрицать ясность того, что обезьяны должны бороться за ресурсы окружающей среды (например, пищу, воду), но не ясно, что дети в группах сверстников должны бороться за ресурсы окружающей среды.
Однако специалисты по развитию быстро осознают, что оптимальный рост и развитие требуют гораздо большего, чем питательные вещества и гидратация; важными ресурсами являются социальные контакты (например, внимание, любовь), игровые партнеры и когнитивная стимуляция (например, новинка).
Поэтому неудивительно, что развивающиеся люди очень склонны искать других людей для взаимодействия (например, сверстников и взрослых) и новизны для когнитивной и физической стимуляции (например, игрушки). Исследования в различных областях, таких как мотивация и набор друзей детей, показывают, что дети, действительно ведут себя как приматы в целом, очень мотивированы для доступа к социальным партнерам и новым стимулам.
В той степени, в какой новизна и возможности для общения с другими людьми ограничены, мы считаем, что возможности общения с ними ограниченны.
Ресурсы могут быть социальными или материальными.
Взаимные стратегии и приобретение ресурсов.
Как упоминалось выше, доступ к ресурсам - основной черте доминирования - не обязательно должен быть агонистическим или принудительным.
Другое поведение может быть таким же, если не более эффективным. Теория сотрудничества имеет здесь первостепенное значение.
А именно, сотрудничество может функционировать как конкуренция, по крайней мере, двумя способами: два (или более) человека могут работать вместе, чтобы получить недостижимые ресурсы (предположительно за счет третьей стороны), или могут координировать свои усилия для получения доступа к ресурсам, которые в конечном итоге распределяются несправедливо.
Теоретические биологи и математические экологи давно признали, что стратегии взаимного поведения являются эффективными стратегиями приобретения ресурсов - странами в социальных видах, где члены группы регулярно сталкиваются друг с другом и зависят от присутствия друг друга для выживания и воспроизводства.
Аналогичным образом, теоретики человеческого поведения предполагают, что наша потребность в поддержании гармоничных отношений внутри группы послужила посредником в реализации наших стратегий по удовлетворению основных биологических требований (например, приобретение ресурсов).
На самом деле, чисто самоориентированное поведение ставит под угрозу отношения с теми, с кем мы живем и от кого зависим, что подразумевает значительное избирательное преимущество в поведении, основанном на сотрудничестве, а не на эксплуатации (но не на чрезмерной самоотверженности).
Победит следующая стратегия: «Будьте общительны настолько, чтобы в долгосрочной перспективе получить максимальную выгоду для себя и своих близких».
Это могут быть вольвовые формы кумовства, отношение к другим так, как они обращались с вами, взаимность, сотрудничество, создание альянсов, или депеция и манипуляции.
Последствия для развития.
Специалисты по развитию и психологи обычно не считают сотрудничество функционально конкурентоспособным.
Тем не менее, в отличие от многих групповых структур и эволюции, сотрудничество не является функционально конкурентоспособным.
Появление таких изощренных стратегий, как взаимность, заинтеграция и манипулирование, требует, среди прочего, признания того, что другие члены группы могут принять или отвергнуть вас и что у них тоже есть потребности и желания, которые необходимо учитывать.
Приобретение таких социальных знаний на протяжении нескольких десятилетий было в центре внимания тех, кто изучал когнитивное и социальное развитие.
Поздно поступив в школу или детский сад, дети усовершенствовали свои способности к координации и сотрудничеству со сверстниками, а также к их обману.