Научные исследования в полярных регионах, история географических открытий, освоение северных территорий и жизнь коренных народов — то, чему посвящены книги издательства «Паулсен». Это единственное в России издательство, которое выпускает документальную, художественную и научно-популярную литературу об Арктике и Антарктике.
О капитанах судов ледового плавания написано много. Их всегда относили к элите флота, потому что трудились они в соответствующих условиях, выполняли самые разные задачи и несли огромную ответственность.
Книга «Полярные капитаны российского и советского флота» Никиты Кузнецова посвящена трем покорителям ледовых морей: М. П. Васильеву, М. Я. Сорокину и Ю. К. Хлебникову. Выдающиеся моряки работали на знаменитом «Ермаке».
Первый в мире ледокол арктического класса, способный форсировать тяжелые льды двухметровой толщины, ввели в эксплуатацию в 1899 году. Свое название корабль получил в честь русского исследователя Сибири — Ермака Тимофеевича.
Михаил Петрович Васильев в 1897–1898 годах по поручению вице-адмирала Макарова следил за строительством «Ермака» в Ньюкасле. Стал первым командиром этого корабля. В 1899 году состоялась первая экспедиция «Ермака» в Арктику. Корабль смело шел навстречу льду. Одной из целей путешествия была разработка на практике технологии преодоления толстого многолетнего льда. При переходе из Ньюкасла в Кронштадт и Ревель «Ермак» освободил изо льдов 29 пароходов.
1937 год стал тяжелейшем по ледовым условиям — большая часть арктического флота застряла во льдах. «Ермак» сыграл главную роль в освобождении зимовавших судов. Руководил спасательными экспедициями Михаил Яковлевич Сорокин.
Самой трудной задачей был вывод ледокольных пароходов «Садко», «Г. Седов» и «Малыгин», дрейфовавших в Центральном Арктическом бассейне. Движению мешали мощные 9–10-балльные льды и очень густой туман. Тем не менее 28 августа 1938 года «Ермак» добрался до кораблей и достиг 83°06' северной широты, рекордной для свободного плавания.
В годы Великой Отечественной войны «Ермак» был введен в состав Балтийского флота, под командованием Сорокина обеспечивал Ленинградский фронт продовольствием, топливом и оборудованием.
Юрий Константинович Хлебников возглавил экипаж «Ермака» в 1959 году, застал последние плавания легендарного ледокола и работал на нем до списания судна в 1963 году. Сохранить корабль как памятник-музей не удалось, в 1964 году он пошел на слом, закончилась эпоха.
Книгу «Полярные капитаны российского и советского флота» можно прочитать бесплатно на сайте Национальной электронной библиотеки. Для чтения нужно авторизоваться через «Госуслуги».